Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов сегодня выступит на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Событие знаменательно еще и тем, что Туркмения является вице-председателем организации. В среду президент будет принят госсекретарем США Кондолизой Райс.
Программа пребывания Гурбангулы Бердымухамедова в Америке очень насыщенна. Он уже выступил в Колумбийском университете с докладом об энергоресурсах Каспийского бассейна, об энергетическом потенциале Туркмении и о переменах в родной стране. В целом визит Бердымухамедова в США расценивается как своеобразные смотрины туркменского лидера, выводящего свою страну из самоизоляции. При Туркменбаши комиссия ООН по правам человека не раз принимала жесткие резолюции в адрес Ашхабада. Теперь Бердымухамедову предстоит убедить сообщество в том, что Туркмения избрала демократический путь развития.
Сделать это будет не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Западные высокопоставленные чиновники создали необходимый для этого информационный фон. Особенно в этом преуспел помощник госсекретаря США Мэтью Брайза, не раз в СМИ крайне лестно отзывавшийся о новых туркменских властях.
«Запад будет обращать пристальное внимание на перемены в Туркмении и будет стараться развивать и сотрудничество с Ашхабадом, – заявил «НГ» член экспертного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Ведь, когда заговорили о туркменской оттепели, никто не предполагал, что это всерьез и надолго. Для Запада немаловажно, что стали выпускать на свободу политических узников». При этом Малашенко подчеркивает, что США и Европу в первую очередь интересуют все-таки туркменские энергоносители, а не реформы. «Наиболее важной частью поездки в Америку для главы Туркмении будут встречи с деловыми кругами США, в Госдепартаменте с Кондолизой Райс и, возможно, с президентом США», – пишет информационный портал «Гундогар». По мнению экспертов, эти встречи подчеркивают особое место, которое Ашхабад начинает занимать в политике Вашингтона.
США разработали программу сотрудничества с Туркменией и стали ее реализовывать сразу после смены власти в этой стране: Ашхабад за 10 месяцев посетили 18 американских делегаций! Мэтью Брайза при каждом удобном случае сетует на то, что расширению сотрудничества Туркмении с Западом препятствует «контроль над средствами транспортировки энергоносителей из Центральной Азии со стороны России». Брайза подчеркивает, что Россия закупает газ по цене 100 долл. за тысячу кубометров, а перепродает его европейским компаниям по утроенным ценам.
В свою очередь, Гурбангулы Бердымухамедов, похоже, принял предложенные правила игры и заговорил о многовариантности маршрутов туркменского газа на мировой рынок. Впрочем, не желая хоть как-то обострять отношения с Россией, осторожный туркменский президент добавляет, что Ашхабад готов поставлять газ в любом направлении, но до собственной границы. На Западе, однако, понимают, что туркменского газа на всех вряд ли хватит. По оценкам российских и западных экспертов, совокупный потенциал месторождений не превышает 15,5 трлн. кубометров газа. Ашхабад предлагает более высокие показатели: если ранее говорилось о 23 трлн., то уже в этом году Бердымухамедов настаивает на 42–44 трлн. кубометров.
Профессор Норвежского института внешней политики Шохрат Кадыров считает ашхабадские данные завышенными, тем более что, по его словам, 17 из 33 эксплуатируемых месторождений имеют выработанность от 50 до 90%. «У Туркмении нет средств для разработки новых месторождений. Поэтому власти вынуждены прибегнуть к политике лицензирования», – сказал Кадыров «НГ». На деле это сводится к тому, что той или иной компании в аренду на определенное время с возможной пролонгацией предоставляется территория, где она проводит разведку, добычу и транспортировку газа. В соглашении может также оговариваться общий объем добычи газа. Например, туркмено-китайский договор предусматривает добычу китайскими компаниями на одном из месторождений 30 млрд. кубометров с 2009 по 2038 год. По мнению Кадырова, Запад может последовать китайскому примеру. Особо привлекателен в этом плане туркменский сектор Каспия, поделенный на 15 частей, которые власти в ближайшее время собираются выставить на аукцион.
«Открывая возможности для лицензирования месторождений, Ашхабад при продаже лицензий будут отдавать предпочтение тем, кто согласится работать по схеме раздела продукции (СРП). Это означает, что договорам не будет хватать прозрачности, а финансовые потоки будут оседать у «избранных». Фактически происходит экономическая оккупация Туркмении», – сказал «НГ» Шохрат Кадыров.