В Цхинвали вчера открылся съезд осетинского народа. А накануне в регион протянули газопровод из России. Население Южной Осетии рассматривает это событие как элемент защиты энергетических поставок в регион от смены настроения грузинских властей, а также как начало интеграции в Россию. Об этом «НГ» сообщил президент непризнанной республики Эдуард Кокойты.
Главная цель форума, в котором участвуют около четырехсот делегатов, представляющих Северную и Южную Осетию, а также посланцы осетинских диаспор городов России, ближнего и дальнего зарубежья, – объединение осетинского народа. «Без консолидации у нас будущего нет», – сказал «НГ» председатель Всеосетинского общественного движения «Стыр ныхас» Михаил Гиоев. «Давно пора оставить в прошлом разделенность нашего Отечества и нашего многострадального народа», – призвал глава Аланской епархии, владыка Георгий. «Мы один народ и одна семья!» – поддержал его заместитель муфтия Северной Осетии Аслан-хаджи. Эти призывы вполне соответствуют общей направленности съезда, а также настрою местных осетин – Южной Осетии следует интегрироваться в Россию.
В центре Цхинвали практически на всех зданиях – российские и осетинские флаги. На растяжках на главных улицах города – транспаранты «Навеки с Россией, навеки с русским народом», «Осетия неделима». Такая пророссийская атрибутика – примета не только Цхинвали, но и других городов Южной Осетии. В том числе бывшего горняцкого поселка Квайса, которому в минувшее воскресенье югоосетинские власти торжественно присвоили городской статус. Квайсинцы связывают надежды на возрождение родного города с российскими инвесторами, недавно осмотревшими единственное градообразующее предприятие – свинцово-цинковые рудники. Заработавшие сразу после Великой Отечественной войны, с началом грузино-осетинского конфликта они пришли в упадок. Сейчас шахты затоплены, горное оборудование в негодности. Разговоры о восстановлении производства ведутся уже несколько лет, однако лишь сейчас они начали воплощаться в реальности. Как и очертания самого высокогорного в мире газопровода, который уже дотянули в Квайсу из российского Дзаурикау.
К ноябрю планируют достроить и линию электропередачи, которая пройдет вдоль объездной Зарской дороги в обход расположенных на Транскаме грузинских сел. И ЛЭП, и газопровод избавят Южную Осетию от перепадов настроения грузинского руководства, использующих рубильники как средство давления на регион. В непризнанной республике знают, что средства на это поступают из России, и полностью отдают себе отчет в том, что без российской помощи Южной Осетии не выжить.
«Скоро мы будем в составе России», – убеждают меня жители Цхинвали. Возвращение в состав Грузии при этом не обсуждается. Попытки повернуть разговор в правовое русло, как и замечания о том, что вхождение в РФ, как и признание независимости Южной Осетии, – проблема, зависящая не только и не столько от России, во внимание не принимаются. Настроение на улицах совпадает с настроением на съезде. «Статус Республики Южная Осетия никакой ревизии не подлежит, ибо его определил народ», – констатировал Эдуард Кокойты, и делегаты съезда дружно ему зааплодировали. «Осетины всем миром поддерживают стремление Южной и Северной Осетии объединиться в едином российском государстве. И до сих пор осетинский народ является единственным разделенным народом мира», – сказал «НГ» министр иностранных дел непризнанной республики Мурат Джиоев. Отвечая на вопрос о том, как скоро лозунг «Осетия едина» станет реальностью, Мурат Джиоев ответил, что первым шагом к воссоединению станет признание независимости Южной Осетии, вслед за чем последует решение вопроса о воссоединении Севера и Юга.
«Все, что предпринимается против Южной Осетии, направлено на то, чтобы ослабить позиции России на Кавказе», – заметил Кокойты. Комментируя возможность замены российских миротворцев, он подчеркнул: «Россию здесь никто и никогда не заменит – наши предки поклялись в верности и дружбе, и мы, их потомки, обязаны выполнять эту клятву».
Цхинвали