В парламенте Грузии в конце минувшей недели в очередной раз разоблачили «засланных казачков», которые, мол, ведут «подрывную деятельность против собственного государства». Именно так жестко представители доминирующей в парламенте фракции «Национальное движение – Демократы» квалифицировали активность оппозиции при обсуждении инициированных президентом Михаилом Саакашвили поправок к госбюджету и закону о численности Вооруженных сил страны. Как уже писала «НГ» на минувшей неделе, президентские поправки предусматривают рост военных расходов в 2007 году на 320 млн. лари (около 200 млн. долл.), а также увеличение состава грузинской армии с нынешних 28 до 32 тыс. солдат и офицеров – в структуре Сухопутных войск Минобороны планируется создать еще одну, пятую по счету бригаду численностью около 2,5 тыс. человек.
Никаких особых сложностей при прохождении президентских поправок в парламенте не предвиделось: правящая партия имеет здесь подавляющее большинство, гарантирующее принятие любых инициируемых властью решений. Так было и в пятницу: президентские инициативы получили поддержку 131 депутата при семи голосах против. Правда, без шумных дебатов не обошлось. Повышенный интерес к деталям предлагаемых законопроектов проявили оппозиционные фракции «Демократический фронт» и «Правая оппозиция», которые настойчиво добивались от парламентского большинства ответа на вопрос: зачем Грузии такой военный бюджет и такая армия?
Оппозиционерам разъяснили: страна участвует в миротворческих операциях за рубежом – в Ираке, в Косово, на очереди отправка грузинского военного контингента в Афганистан, и это в известной мере подрывает ее внутренний оборонный потенциал. В том же Ираке Грузия в соответствии с ее международными обязательствами должна держать одну полноценную бригаду и без увеличения общей численности ВC образовавшийся внутри страны вакуум не заполнить.
Примечательно, что позиции критиков президентской программы в самый разгар парламентских слушаний неожиданно усилили совсем некстати разговорившиеся руководители военного ведомства. В частности, министр обороны Давид Кезерашвили, принимавший в тот день участие в церемонии открытия очередной военной новостройки, сообщил журналистам, что уже скоро Грузия сократит свое участие в иракской кампании. По его информации, с июня 2008 года службу в Ираке будут нести уже не 2000, а всего 300 грузинских солдат и офицеров. «У нас была договоренность с американцами, что летом 2008 года мы сократим свой военный контингент (в составе коалиционных сил в Ираке. – «НГ»)», – заявил Давид Кезерашвили, уточнив, что такие временные рамки были оговорены еще тогда, когда Грузия только готовилась отправлять своих военных в Ирак.
После таких заявлений у оппозиционных депутатов были все основания называть «иракские аргументы» в пользу увеличения численности Вооруженных сил страны банальным блефом. «Они даже не посчитали нужным согласовать свои заявления и в итоге оказались в весьма глупом положении», – так прокомментировала ситуацию один из лидеров грузинских правых, депутат Пикрия Чихрадзе.
Между тем и оппозиция, и многие местные аналитики не исключают, что вся эта затея с наращиванием военной мощи Грузии ориентирована вовсе не на международные обязательства, а на решение сугубо внутренних задач. Просто об этом пока предпочитают не говорить открыто. Но иногда проговариваются. В частности, отвечая на вопросы оппозиции, зампред парламентского комитета по обороне и безопасности Николоз Руруа с раздражением отметил, что оппоненты президентского курса ведут себя явно непоследовательно – «с одной стороны, противятся строительству эффективной армии, а с другой – требуют от нее решения территориальных проблем». Еще более определенно высказалась на эту тему лидер парламентского большинства Майя Надирадзе. Отметив «постоянный характер нападок на армию», она обвинила оппозицию в подрывной деятельности против государства. «Ясно, на чью мельницу вы льете воду. Надо только разобраться, в обмен на что вы это делаете», – сказала она. Но несмотря ни на что, пообещала Майя Надирадзе, у Грузии «будет такая армия, которая поможет восстановить территориальную целостность страны».
Тбилиси