У премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского есть основания быть довольным итогами визита в Астану. Уже известно, что в четверг заключен контракт на 35 млн. долл. на поставку «БелАЗов», на 52 млн. долл. – на ремонт казахстанских самолетов, есть договоренности об участии Белоруссии в создании шинного производства в Казахстане. Кроме того, главы кабинетов министров двух стран обсудили возможность транзита казахстанской нефти по территории Белоруссии.
Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский возвратился из Астаны в Минск с портфелем, полным уже заключенных контрактов и инвестиционных предложений. С помощью Казахстана Белоруссия сможет ликвидировать дефицит во внешней торговле. Казахи будут покупать белорусские трактора, поручат ремонт своих самолетов белорусским инженерам. Известно также, что в Астане обсуждалась возможность открытия в Казахстане сборочного производства комбайнов, возведения логистического центра, оговорены образовательные проекты (военные специалисты Казахстана будут обучаться в вузах Белоруссии).
Широкой общественности не сообщались детали обсуждения сотрудничества в энергетической сфере, однако в местных СМИ широко цитировались слова премьер-министра Казахстана Карима Масимова, заявившего, что «Казахстан, несомненно, заинтересован в транзите энергоресурсов и частичной их переработке на территории Белоруссии». «Экономики наших стран взаимодополняющие», – сказал он и при этом пояснил, что имеет в виду богатые сырьевые запасы своей страны и возможности Белоруссии по их переработке.
Для Белоруссии в настоящее время важно решить две проблемы – увеличивать объемы экспорта и диверсифицировать поставки энергоносителей. В этом году в связи с подорожанием для Белоруссии российских энергоносителей и сложностями при поставках традиционных видов продукции (сахар, конфеты, мясная продукция) в Россию отрицательное сальдо страны стремительно растет. Проблемы с загрузкой своих мощностей постоянно испытывают белорусские нефтеперерабатывающие заводы, поскольку российских давальцев в новых условиях все время приходится стимулировать. Традиционные экспортные товары Белоруссии (тракторы, комбайны, «МАЗы», «БелАЗы») не могут быть интересны европейскому рынку. Поэтому вся надежда на страны СНГ, ну и на недавно «открытые» Александром Лукашенко рынки Венесуэлы, Кубы, Ирана и т.п. Доходы от экспорта в эти страны, по замыслу белорусского правительства, должны компенсировать возросшие расходы на оплату энергоносителей. Что касается поставок нефти, то Лукашенко поставил задачу довести долю этого сырья, поставляемого не из России, до 20% (сегодня все поставки из России). Как уже писала «НГ», белорусские чиновники ищут варианты и находят. Правда, пока все они оказываются менее выгодными по сравнению с российскими. Однако «надо быть готовыми» в случае чего заместить российские поставки, рассказывал о планах правительства заместитель главы «Белнефтехима» Владимир Волков. Казахстан, судя по всему, свою готовность «подстраховать» высказал. Правда, некоторые белорусские эксперты высказывают опасения, что заявления по нефти скорее политические, чем экономические, и их цель – продемонстрировать самостоятельность и независимость от России.
Торговля с Казахстаном пока выгодна для Белоруссии. В прошлом году положительное сальдо составило 187 млн. долл., за семь месяцев этого года оно оказалось на уровне 118 млн. долл. Товарооборот по отношению к аналогичному периоду прошлого года вырос в 1,7 раза.
Отдельной строкой в договоренностях премьеров двух стран стоит сотрудничество в военной сфере. С белорусским премьером в Астане побывал и белорусский министр обороны генерал-полковник Леонид Мальцев. Главы военных ведомств договорились о создании совместного предприятия по выпуску радиолокационных станций «Восток». «Это новая система, которая не уступает лучшим мировым аналогам», – заметил казахстанский министр обороны Даниал Ахметов. По словам казахстанского эксперта Тулегена Аскарова, «потребность в радиолокационной технике гражданского назначения растет с каждым годом». Кроме того, на белорусских заводах будут ремонтироваться казахстанские самолеты Су-27.
Минск-Москва