Конференция «Исламская цивилизация в Центральной Азии» стала очередным мероприятием в ряду крупных научных форумов, посвященных роли ислама в современном мире. На конференцию, которую организуют со стороны Казахстана МИД и Министерство образования и науки, приедут известные ученые – корифеи в области историко-этнологических аспектов религиоведения.
Проведение конференции совпало по времени с периодом казахстанской истории, когда страна ищет свое место в исламском мире, а также пытается переосмыслить роль ислама в своей истории и современной действительности. Несмотря на то что ислам является господствующей религией в Казахстане, которую исповедуют 65% населения, он является государством многоконфессиональным. Официальная Астана осознает, насколько важно избегать этнических конфликтов на религиозной почве, которые сейчас захлестывают многие регионы земного шара – от Палестины до индонезийских островов.
В Казахстане любят говорить о том, что их страна находится на стыке Европы и Азии. Не всем известно, что самая западная часть Казахстана – правобережье реки Урал – относится к Европейскому континенту. Так что в этом смысле Казахстан ближе к Европе, чем Грузия, которая географически целиком расположена в Азии, несмотря на эмоциональные заверения грузинского руководства, что их страна является частью Европы.
Впрочем, корень проблемы не в этом. Основной вопрос для многих исламских стран заключается в том, какую роль должна играть религия в жизни страны и в политике ее руководства. И здесь есть два сценария. Первый сценарий – светское государство. Второй сценарий – религиозное государство.
Типичным примером светского исламского государства может служить Турция, которая, несмотря на рост националистических настроений, приводящих зачастую к кровавым событиям, видит себя частью западного мира. Преобладание мусульманского населения не помешало Турции сделать цивилизационный выбор в пользу Запада: страна является членом НАТО и стремится к членству в Евросоюзе, несмотря на то что ее основная часть находится в Азии.
Модель религиозного государства выбрало большинство арабских стран. Такая модель вовсе не означает, что политически государство обязательно будет противостоять Западу. Например, Саудовскую Аравию и Кувейт американцы рассматривают чуть ли не главными своими союзниками на Ближнем Востоке. И тем не менее именно в государствах, где роль религии доминирует в общественной жизни, зарождаются террористические группировки, представляющие реальную угрозу западной цивилизации.
Очевидно, что для Казахстана выбор модели религиозного государства был бы большой ошибкой. В стране, где треть населения не относит себя к мусульманской вере, такое развитие событий чревато серьезными конфликтами вплоть до гражданской войны. Поэтому казахстанское руководство с момента обретения независимости стало строить светское государство, добиваясь мирного взаимодействия конфессий и прочих религиозных объединений.
В стране царит понимание того, что безопасность и экономическое благополучие невозможно обеспечить в условиях дискриминации представителей каких-либо религиозных объединений. Наряду с исламом в стране комфортно себя чувствуют другие религии. За годы независимости Казахстана построено около 1,5 тыс. новых мечетей, открыто более 170 православных приходов, свыше 30 католических костелов, более 1 тыс. молитвенных домов и миссий протестантских церквей. Если до 1991 года на территории Казахстана была только 1 еврейская синагога, то сейчас действует около 20.
Параллельно казахстанское руководство провозглашает приверженность демократическому пути развития и строительству общественных институтов, обеспечивающих права граждан. Насколько это сложно в Центрально-Азиатском регионе, где демократические традиции на протяжении истории попросту отсутствовали, говорить излишне. И если политическая система Казахстана пока еще только находится на пути к подлинно демократической модели, то в области межэтнической и межрелигиозной толерантности Казахстан по праву можно назвать образцовой страной – одной из немногих республик Советского Союза, которой удалось избежать ксенофобии и столкновений на этнической или религиозной почве.