Лукашенко нашел нефть в Иране.
Фото Александр Шалгина (НГ-фото)
Белоруссия сделала первый шаг к нефтедобыче за пределами страны. Предоставил ей такую возможность единомышленник и соратник Александра Лукашенко по Движению неприсоединения президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад. В среду Белоруссия и Иран подписали контракт на разработку нефтяного месторождения Джофеир.
Проект рассчитан на два года и будет осуществляться в два этапа. Планируется, что на первом добыча нефти составит 15 тыс. баррелей в сутки, на втором – около 40 тыс. баррелей, сообщило Министерство нефти Ирана. Всего запасы месторождения Джофеир оцениваются в 2 млрд. баррелей нефти. Стоимость проекта – 450 млн. долл.
С белорусской стороны контракт подписал генеральный директор ПО «Беларуснефть» Александр Ляхов, с иранской – директор Иранской компании нефтяного развития Сиет Али Бехештьян и директор Иранской компании нефтяного инжиниринга Мехди Базорган. Комментируя подписание контракта белорусскому государственному информагентству БЕЛТА, посол Исламской Республики Иран в Белоруссии господин Абдольхамид Фекри обратил внимание на то, что соглашение было подготовлено к подписанию в кратчайшие сроки «благодаря тесному взаимодействию двух стран». Обычно проработка подобных документов занимает гораздо больше времени, пояснил он. Напомним, что Махмуд Ахмадинежад и Александр Лукашенко обсуждали проекты совместной нефтедобычи в мае этого года, во время визита иранского лидера в Минск. Тогда «НГ» со ссылкой на источники в белорусском правительстве писала, что план разработки вышеупомянутого месторождения и предложения по проекту контракта уже готовы.
Эксперты отмечают, что подписанный контракт – первый шаг, сделанный Белоруссией в направлении снижения энергетической зависимости от России. Проблемой альтернативных поставок нефти Лукашенко озаботился в конце прошлого года, когда Россия заговорила о переходе в отношениях с Белоруссией на рыночные рельсы. С тех пор белорусский президент (под скептические комментарии экспертов) неоднократно заявлял, что найдет альтернативную российской нефть. Перед правительством он при этом поставил задачу довести ее долю в энергетическом балансе до 20%.
В течение года прорабатывались разные возможности выполнения этих планов. «НГ» писала о достигнутых договоренностях Белоруссии и Азербайджана по поводу участия в разработке нефтяных месторождений и поставок каспийской нефти на белорусские НПЗ. Кроме того, в прошлом месяце было создано белорусско-венесуэльское СП, которое тоже займется добычей нефти. Там Белоруссия сможет добывать порядка 10 млн. тонн нефти в год, сообщал вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Тогда же он, кстати, пояснял, что добытая в Иране и Венесуэле нефть не будет транспортироваться в Белоруссию. Это слишком затратно, объяснял Семашко. По его словам, доставка, например, венесуэльской нефти будет обходиться дороже на 35–36 долл. за тонну, нежели нынешняя российская. «Мы продадим нефть на мировом рынке и заработаем деньги, чтобы рассчитаться с братской Россией», – говорил по этому поводу Лукашенко.
Официальные источники в Минске неохотно рассказывают о своих планах в нефтяной сфере. На недавней пресс-конференции заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков говорил о том, что варианты поставок альтернативной нефти в Белоруссию рассматриваются. «Мы должны быть к этому готовы», – сказал он и при этом пояснил, что пока поставки из России дешевле. Ранее эксперты обсуждали как наиболее вероятный вариант доставки ливийской нефти. Речь шла о том, что к концу этого года пойдут пробные танкерные поставки в размере 100 тыс. тонн.
Минск