Чай в узбекских чайханах скоро будет китайским.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
В текущем году Узбекистан и Китай собираются увеличить объем взаимной торговли до миллиарда долларов. С таким заявлением выступил в конце минувшей недели в Ташкенте посол КНР Юй Хунцзюн. По мнению экспертов, это демонстрирует экономическую экспансию Китая не только в Узбекистане, но во всей Центральной Азии, которая потеснит Россию на традиционных рынках.
Сегодня Узбекистан экспортирует в Китай столь необходимые ему нефть и нефтехимическую продукцию, а также хлопок, шелк, удобрения, фрукты и овощи. Китай же специализируется на поставках электрооборудования, оптики, лекарств, текстиля, металлов, пластмассы и продовольственных товаров.
- Иран, США, бешбармак... (НГ 17.08.2007): Россия-Китай: борьба за влияние продолжается.
«Нынешние отношения Китая с Узбекистаном это, в целом, расширение центральноазиатской политики Китая. Поэтому их надо рассматривать в совокупности с распространением влияния Китая на такие страны региона, как, например, Казахстан и Туркмения», – заявил «НГ» профессор российского университета Дружбы народов Алексей Маслов. По его словам, «Узбекистан – часть дальнейшего продвижения китайских интересов в Азии». Китайцы, считает он, «используя каналы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), пытаются устанавливать в регионе не только многосторонние, но и двусторонние связи».
- Китай вытесняет Россию из Азии (НГ 16.08.2007): Статус Поднебесной как супердержавы, которая будет влиять на мировую геополитику, меняет и политические пристрастия Центральной Азии.
«НГ» неоднократно обращалась к теме усиления экономического и политического влияния Китая в республиках бывшей советской Средней (Центральной) Азии, в которых он неизбежно сталкивается со своим партнером по ШОС – Россией. Что касается Узбекистана, являющегося крупнейшей по численности населения (26 млн. человек) и второй (после Казахстана) по экономическому потенциалу страной Центральной Азии, то здесь российские позиции в сравнении с китайскими еще достаточно крепки. Так, товарооборот между Россией и Узбекистаном в 2006 году составил 3 млрд. долл., а в 2007-м прогнозируется на уровне 4 млрд. Последняя цифра, впрочем, вызывает некоторый скепсис у экспертов. В то же время они утверждают, что если нынешняя тенденция стремительного наращивания китайского присутствия в регионе сохранится, то Китай в обозримом будущем по объемам взаимной торговли с Узбекистаном догонит и перегонит Россию. Примером здесь могут служить соседи Узбекистана по Центральной Азии.
Скажем, китайско-таджикский товарооборот только за один 2005 год увеличился в три раза, достигнув 150 млн. долл. В то же время российско-таджикский товарооборот хоть по объемам пока примерно вдвое больше китайско-таджикского, но за тот же 2005 год увеличился всего на 12% – динамика роста явно не в нашу пользу.
Похожая ситуация и в Киргизии. Товарооборот между двумя странами с 2002 по 2006 год вырос в два с половиной раза. Китайский же импорт в Киргизии за этот период увеличился более чем в 4 раза, достигнув в 2006 году 247 млн. долл. Это при том что весь объем двусторонней торговли составил в прошлом году всего 285 млн. долл. Киргизский же экспорт в Китай составил в 2006 году 13,4% от общего объема взаимного товарооборота.
Но для сравнения роста влияния Китая в Центральной Азии наиболее показательны цифры казахстанско-российских и казахстанско-китайских торговых отношений. Так если российско-казахстанский товарооборот в 2004 году составлял 7,5 млрд. долл., а к 2006-му вырос до 12 млрд. долл. (примерно в полтора раза), то за тот же период казахстанско-китайский товарооборот увеличился с 4,5 млрд. долл. до 10 млрд. долл. – более чем в два с лишним раза и почти сравнялся с казахстанско-российским. По инвестициям же, как считают некоторые эксперты, китайцы уже обогнали россиян в Казахстане.
Что касается расширения китайского присутствия в Узбекистане, то, по словам Алексея Маслова, главный вопрос – является ли «оно вытеснением России из этой страны и из Центральной Азии в целом». По его мнению, на сегодняшний день подобной угрозы пока нет. Однако в целом, замечает эксперт, «китайская политика в Центральной Азии более рациональна и долгосрочна нежели российская. И если китайцы предложат Узбекистану целый пакет опций по сотрудничеству, в том числе и кредиты, то однозначно может произойти так называемый казахский вариант, когда экономика страны окажется завязана на Китай».