На Украине разгорается новый громкий скандал, связанный с переделом медиарынка. Информированные источники, близкие к Нацкомитету по телевидению и радиовещанию, утверждают, что крупные бизнесмены, поддерживающие партию президента Ющенко, начали борьбу за центральные телеканалы. Они допускают, что собственная медиаимперия нужна оранжевым на случай досрочных президентских выборов.
Публичным проявлением закулисных процессов на украинском медиарынке стало сообщение о том, что влиятельный бизнесмен Игорь Коломойский (днепропетровская группа «Приват») получил доступ к управлению вторым по национальному рейтингу телеканалом «Студия 1+1». На днях он купил на Нью-Йоркской фондовой бирже 3% акций американской корпорации Central European Media Enterprises (CME), владеющей пакетами десятков телеканалов в Центральной Европе, в том числе – 60% «Студии 1+1». На Украине корпорация владеет также контрольными пакетами акций телеканалов «Сити» и «Кино», которые входят в медиаимперию кума Ющенко, бывшего первого помощника президента Александра Третьякова. Коломойский получил возможность влиять на все три канала, поскольку, купив акции СМЕ, вошел также в состав совета директоров американской корпорации.
Лидер днепропетровской финансово-промышленной группы стал добиваться доли в «Студии 1+1» сразу после оранжевой революции. Информированный источник «НГ» утверждает, что бизнесмен пообещал создать на базе этого телеканала информационный «форпост» новой власти. В 2005 году он вел политические переговоры об этом проекте с возглавлявшей в то время правительство Юлией Тимошенко, в 2007-м – с кумом Ющенко, бывшим первым помощником президента Александром Третьяковым, сообщает источник «НГ».
В тот момент, как и сейчас, главным украинским телевладельцем был и остается зять прежнего президента Виктор Пинчук, который контролирует третий, четвертый и пятый по национальному рейтингу телеканалы – ICTV, СТБ и «Новый канал». Сообща они конкурируют с «1+1» и лидером украинского телевидения – каналом «Интер». Последний традиционно имеет тесные связи с Первым каналом, а формально принадлежит представителю российской группы «Евразхолдинг» Валерию Хорошковскому. Близкий к Ющенко «5 канал», который контролируется еще одним кумом, экс-секретарем украинского Совбеза Петром Порошенко, входит в первую десятку рейтинга. Попытки Порошенко сразу после смены власти получить контроль над телеканалами из первой пятерки успехом не увенчались.
Официальные переговоры о покупке «1+1» Коломойский начал в 2005 году с украинскими совладельцами телеканала Александром Роднянским (российская «Студия СТС») и Борисом Фуксманом, которые контролируют 40% акций. Однако СМЕ заблокировала эту сделку, и Коломойский пытался в течение полутора лет отсудить свое право на покупку акций. В мае Верховный суд Украины принял окончательное решение не в пользу днепропетровского бизнесмена. Тем неожиданнее стало изменение отношения к Коломойскому со стороны СМЕ. «Это абсолютно необъяснимое решение со стороны американской корпорации», – считает Фуксман.
Основной акционер СМЕ Рональд Лаудер распространил пресс-релиз, в котором пояснил: «Я давно знаю Игоря Коломойского и считаю его опытным бизнесменом. Сейчас мы рассматриваем возможность совместных инвестиций в медиаактивы на Украине». Он отметил, что следующим шагом новых партнеров станет покупка телеканала НТН (принадлежит донецкой бизнес-группе, близкой к премьер-министру Виктору Януковичу) и крупнейшего украинского оператора кабельных сетей «Воля».
Президентское окружение начало войну за передел медиапространства, поскольку опасается, что за досрочными парламентскими последуют внеочередные президентские выборы, прокомментировал «НГ» ситуацию источник в украинском правительстве. Он считает, что Александр Третьяков станет идеологом, а Игорь Коломойский – финансовым директором медиаимперии Виктора Ющенко. Источник особо отметил, что только Третьяков публично приветствовал приход Коломойского на «1+1». «Он даже намекнул, что другим украинским совладельцам канала – Роднянскому и Фуксману – пора продавать свои пакеты акций. Если учесть, что у Ющенко хорошие отношения с Лаудером, можно предположить: передел украинского медиапространства запланирован на Западе», – допустил правительственный источник.
Юрист украинского Института медиаправа Игорь Розкладай отметил, что из-за недостатков украинского законодательства структура собственности телеканалов абсолютно непрозрачна, чаще всего телеканалы формально принадлежат десяткам офшорных компаний. Между тем, по данным экспертов издания «Телекритика», рекламно-информационный рынок Украины ежегодно увеличивается примерно на 30%, в этом году, по прогнозам, его емкость достигнет полутора миллиардов долларов.
Киев