Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов за неполные восемь месяцев правления принял президентов соседних государств, представителей ЕС и США, сам посетил Россию, Китай, Казахстан, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, в сентябре его ждут на сессии ООН, а в ноябре – в штаб-квартирах ЕС и НАТО. Все это выглядит эффектно с учетом закрытости прежнего лидера страны.
На днях Бердымухамедов создал межведомственную комиссию по правам человека и амнистировал 11 политзаключенных, обвиненных в покушении на жизнь Туркменбаши в 2002-м и приговоренных к длительным срокам лишения свободы. Среди освобожденных бывший главный муфтий Туркмении (1996–2003 годы) Нусруллах ибн Ибадулла. В 2004 году он был приговорен к 22 годам заключения по обвинению в государственной измене. Другие видные лица, проходившие по тому же делу, – бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов и бывший посол Туркмении в ОБСЕ Батыр Бердыев – хоть и остаются в заключении, но обрели надежду на свободу. Дело в том, что Бердымухамедов, объявляя о помиловании, отметил, что массовые амнистии заключенных станут регулярными.
Заявление не осталось незамеченным на Западе. Делегация комиссии США по вопросам свободы вероисповедания в странах мира во главе с председателем Майклом Кромарти приветствовала амнистию самыми лестными комплиментами. Это можно трактовать как признак формирования особого отношения Вашингтона к Ашхабаду. А оно Бердымухамедову кстати: в минувшую пятницу на расширенном заседании кабинета министров он объявил о «возрождении Туркмении».
Впрочем, для возрождения нужны инвестиции. «Изменения, которые происходят в республике в угоду Западу, делаются для того, чтобы привлечь в экономику иностранные инвестиции, которые Россия дать не в состоянии», – заявил «НГ» туркменский политолог, доктор наук Норвежского института внешней политики Шохрат Кадыров.
Только по официальным туркменским данным, необходимый объем общих инвестиций до 2020 года должен составить 63 млрд. долл. Из них в нефтегазовую отрасль – 25,6 млрд. долл. Надежды на получение этих средств небеспочвенны, если вспомнить недавнее заявление помощника госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниела Салливана, сделанное в Ашхабаде, о том, что США заинтересованы в развитии конструктивных отношений с Туркменией в области экономики, особенно в вопросах торговли и инвестиций.
Вырисовывающийся расклад не может не беспокоить Россию, поскольку США поддерживают два маршрута вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок: Трансафганский (Афганистан–Пакистан–Индия) и Транскаспийский – с восточного побережья Каспия в Турцию через территорию Азербайджана. И хотя Бердымухамедов неоднократно заявлял, что Туркмения, обладающая колоссальными запасами углеводородного сырья, придерживается многовекторности маршрутов вывода своих энергоносителей на мировой рынок, Москва, по словам Кадырова, приложит немало усилий, чтобы Ашхабад не оказался втянутым в американскую орбиту. Поэтому Бердымухамедов получил приглашение на саммит глав государств одной из самых закрытых организаций – ШОС. Можно не сомневаться, что Россия будет лоббировать вступление Туркмении в альянс, но в качестве ассоциированного члена. «Полноправным членом ШОС Туркмении не позволит стать ее нейтральный статус», – сказал Шохрат Кадыров «НГ».