Вчерашний визит министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа в Кишинев в Молдавии связывают с будущими российскими инвестициями. По словам экс-премьера Молдавии, депутата молдавского парламента Дмитрия Брагиша, прежде всего речь идет об электроэнергетике. Политологи расценивают возможные российские финансовые вливания в экономику Молдавии как плату за сохранение военного присутствия РФ в регионе.
О том, что в Кишинев приедет Герман Греф, в молдавской столице говорили еще в июне. Тогда молдавский президент Владимир Воронин подчеркнул связь намечающегося визита российского министра с договоренностями, которые были достигнуты между ними (Ворониным) и Владимиром Путиным на встрече в начале лета. А по словам главы Молдавии, президенты договорились реанимировать былую дружбу двух стран, причем на основе взаимоприемлемых как политических, так и экономических проектов. Бывший премьер-министр Молдавии Дмитрий Брагиш заметил «НГ», что главные интересующие Россию проекты лежат в сфере энергетики. «Речь идет о строительстве линий электропередачи, которые бы транспортировали российскую электроэнергию, вырабатываемую на принадлежащей РАО «ЕЭС России» Молдавской ГРЭС, в страны Евросоюза. Сейчас такой экспорт через территорию Молдавии идет, но всего по одной ЛЭП, а этого недостаточно: чтобы использовать весь потенциал станции, надо построить еще три линии, причем по стандартам ЕС», – объяснил «НГ» Брагиш. Однако, прежде чем приступить к реализации этой идеи, Кишинев должен будет признать право собственности РФ на Молдавскую ГРЭС, поскольку сделка о ее купле-продаже совершена на территории непризнанной Приднестровской республики. Другие проекты, по мнению политика, коснутся транспортных магистралей. Один из них – электрификация железной дороги Молдавии, позволяющая теснее связать европейские транспортные артерии с Россией через Молдавию. Два других проекта предусматривают строительство автобанов, опять же, как утверждает политик, по линии Восток–Запад. Россия, по словам Брагиша, сможет с выгодой использовать эти, по сути, европейские дороги. Ко всему, может быть реанимирован старый проект, задуманный в 90-х годах прошлого века, который предполагает строительство автобана Юг–Север, идущего от Турции через страны СНГ до Финляндии.
Между тем молдавские политологи связывают возможные российские инвестиции в Молдавию с российским военным присутствием в этой стране. Сегодня в Приднестровье размещается Оперативная группа российских войск, которая охраняет склады боеприпасов бывшей 14-й армии, подлежащих эвакуации или утилизации, а также служит базой для формирования миротворческого контингента РФ. Ранее руководство Молдавии требовало, чтобы Россия как можно скорее вывела свои войска из Приднестровья, тем более что, как утверждали в Кишиневе, МС РФ стали тормозом в решении приднестровской проблемы. Однако в последнее время тон заявлений молдавских официальных лиц и прежде всего президента изменился. На днях Владимир Воронин, выступая по национальному телевидению, заявил, что удовлетворен позицией, занятой Москвой по Приднестровью. Он также отметил положительную роль МС РФ в деле урегулирования конфликта на Днестре. И вообще, заметил Воронин, единственным камнем преткновения в отношениях Кишинева и Москвы остается нерешенный пока еще приднестровский вопрос, но и он, по убеждению молдавского лидера, скоро будет снят с повестки дня. Такая убежденность Воронина, по мнению руководителя молдавского движения «Равноправие» Валерия Клименко, объясняется надеждами руководства республики на поддержку РФ в реализации плана по возвращению Приднестровья под юрисдикцию Кишинева. Взамен, как заметил «НГ» Клименко, Кишинев может пойти на уступки Москве, а получив вдобавок инвестиции в экономику страны, согласится на продление срока пребывания в стране российского воинского контингента.