Полное совпадение взглядов в вопросах региональной безопасности, а также на перспективы развития экономических отношений двух стран – таков результат первого официального визита в Азербайджан президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада.
Визит был запланирован на 23 августа. Однако в последний момент сроки были сдвинуты, и Ахмадинежад прилетел в Баку на два дня раньше. Чем это было вызвано, осталось тайной. Причем в Баку были приняты самые жесткие меры безопасности, чего не случалось раньше, когда страну посещали лидеры других государств, в том числе мировых держав.
В первый день визита Ильхам Алиев беседовал с иранским коллегой один на один более часа. После чего состоялись официальные переговоры в расширенном составе, которые завершились подписанием четырех документов. Стороны договорились открыть автобусный маршрут Баку–Нахчевань–Баку, построить мост на пограничной реке Араз для автомобильного сообщения между иранской Джульфой и азербайджанской Джульфой и начать работы по реализации проекта строительства ГЭС на участке границы Орудубад (Азербайджан) и Маразанд (Иран).
В то же время решено придать международный статус контрольно-пропускным пунктам в Шахтахты и Олдаше. Как отмечают эксперты, главные договоренности остались за рамками подписанных соглашений. Скорее всего они лежат в плоскости международных отношений. Частично этот посыл подтвердило совместное заявление президентов прессе. Как отметил Ильхам Алиев, отношения между двумя странами развиваются по многим направлениям и две страны «тесно сближаются». «Наши отношения сильны, и по всем вопросам мы на единых позициях», – констатировал азербайджанский президент. В свою очередь, Ахмадинежад сказал, что Иран и Азербайджан – две братские страны с общей историей и религией. При этом он подчеркнул, что «развитие Азербайджана – это развитие Ирана, а развитие Ирана – это развитие Азербайджана».
По мнению некоторых аналитиков, это не просто любезности, выдержанные в восточном стиле. За взаимными комплиментами президентов стран-соседей скрывается нечто большее, и оба государства стараются по максимуму использовать возможности друг друга в период, когда усиливается давление Запада, и в частности США на Иран, связанное с его ядерной программой.
Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде считает, что визит иранского лидера прояснит некоторые аспекты отношений Ирана и Азербайджана. «Я не могу сказать, станут ли эти отношения лучше или хуже, но в любом случае встреча президентов поможет более четко представить позицию другой стороны, а это очень полезно», – считает политолог. Что же касается того, как это повлияет на азербайджано-американские отношения, то, по мнению эксперта, «Азербайджан не является 51-м штатом США и имеет право на самостоятельную политику». «Следует учесть, что Иран является нашим ближайшим соседом и нас связывают тысячелетняя история, совместное цивилизационное прошлое, единая религия, этническое родство, огромная как сухопутная, так и морская граница», – подчеркнул Ализаде.
Между тем многие политологи склонны считать, что от этого визита Тегеран и Баку получили то, что хотели. Иранский лидер во всеуслышание заявил, что выступает за разрешение армянско-азербайджанского конфликта в рамках международного права и территориальной целостности Азербайджана. Баку же дал понять Тегерану, что территория Азербайджана не будет использована как плацдарм для нанесения возможных военных ударов по Ирану.
Баку