0
3490
Газета СНГ Интернет-версия

21.08.2007 00:00:00

Засекреченный миллиард

Тэги: грузия, железные дороги, инвесторы


грузия, железные дороги, инвесторы Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели приветствует иностранных инвесторов.
Фото с сайта ec.europa.eu

С конца августа управлять Грузинской железной дорогой будут британцы. Как сообщили «НГ» в пресс-службе правительства Грузии, соответствующее соглашение с британской компанией Parkfield Investment «в основном согласовано, осталось уточнить последние детали». Таким образом, сделан первый шаг к допуску внешних инвесторов к управлению прежде «неприкасаемыми» стратегическими объектами республики.

О том, что это именно первый шаг, можно судить по заявлению министра экономического развития Грузии Георгия Арвеладзе. «Скоро мы достигнем того, что экономика Грузии будет полностью управляться частным сектором», – сказал он, представляя на недавнем заседании правительства республики проект решения «О передаче в управление 100% государственной доли в ООО «Грузинская железная дорога» с целью привлечения инвестиций». По информации министра, сделку с британской компанией можно считать уже состоявшейся. Основная транспортная магистраль Грузии, сообщил Георгий Арвеладзе, передается в управление компании Parkfield Investment сроком на 89 лет. Не без гордости глава Минэкономразвития назвал сумму, которую британцы готовы вложить в развитие железнодорожной сети страны, – 1 млрд. долл.

Самое важное, отметил министр, заключается в том, что столь солидные инвестиции в развитие Грузинской железной дороги управляющая компания обещает вложить не в некоей отдаленной перспективе, а в течение ближайших 10 лет, в основном за первые 3–4 года. Одним из главных аргументов в пользу выгодности готовящегося соглашения он считает то, что, согласно контракту, инвестор до 2009 года не имеет права менять по своему усмотрению тарифы как на пассажирские, так и на грузовые перевозки, а затем как минимум пять лет возможные изменения тарифов компания Parkfield Investment будет в обязательном порядке согласовывать с правительством Грузии. Кто конкретно станет оператором ООО «Грузинская железная дорога», будет определять руководство управляющей компании, государство в этом процессе участвовать не будет, отметил глава Минэкономразвития Грузии.

Примечательно, что это соглашение целиком и полностью контролируется правительством Грузии, в самом ООО «Грузинская железная дорога» деталей проекта никто не знает. Как сказала «НГ» пресс-секретарь компании Тамуна Мачавариани, «все подробности уже фактически готового соглашения с Parkfield Investment можно узнать разве что в Министерстве экономического развития». «Процесс идет без участия руководства ООО «Грузинская железная дорога», все контакты с будущим инвестором осуществляет лично министр Арвеладзе», – сказала она.

На недостаток информации, относящейся к этой сделке, обращают внимание и грузинские аналитики, и многие депутаты парламента республики. В частности, руководитель оппозиционной парламентской фракции «Промышленники» Зураб Ткемаладзе считает, что такого рода проекты, касающиеся стратегически важных для страны объектов, должны быть максимально прозрачными. «Ведь речь идет о серьезных рисках для экономической безопасности Грузии. Нам же в данном случае сообщили лишь о готовом решении. Идет какая-то игра втемную. Но без подробностей сделки наша фракция это решение правительства не поддержит», – сказал он «НГ».

Против передачи Грузинской железной дороги в управление иностранной компании никто в Тбилиси в принципе не возражает. Как сказал «НГ» авторитетный грузинский аналитик, президент Ассоциации экономической независимости Грузии Гия Хухашвили, для экономики республики это только выгодно. «Но тут важно, с кем мы в данном случае имеем дело. Ведь насколько известно, компания Parkfield Investment прежде в этой сфере не работала. Какие обязательства берут на себя британцы, что реально будет с тарифной политикой, что оставляет за собой государство – все это отнюдь не мелочи. В целом же передачу сети железных дорог в частные руки можно только приветствовать – без этого развивать эту отрасль трудно. В будущем можно думать о создании некоего консорциума с привлечением соседей, скажем, Азербайджана, и транзитом – Казахстана. Конкуренция в железнодорожной сфере усиливается, и автономно соперничать с той же Российской железной дорогой Грузия не сможет. Без кооперации с Азербайджаном полноценно развивать железнодорожный коридор Восток–Запад, где Грузия занимает едва ли не ключевую позицию, не получится», – сказал Хухашвили «НГ».

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
830
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2605
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1768
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1384

Другие новости