Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели приветствует иностранных инвесторов.
Фото с сайта ec.europa.eu
С конца августа управлять Грузинской железной дорогой будут британцы. Как сообщили «НГ» в пресс-службе правительства Грузии, соответствующее соглашение с британской компанией Parkfield Investment «в основном согласовано, осталось уточнить последние детали». Таким образом, сделан первый шаг к допуску внешних инвесторов к управлению прежде «неприкасаемыми» стратегическими объектами республики.
О том, что это именно первый шаг, можно судить по заявлению министра экономического развития Грузии Георгия Арвеладзе. «Скоро мы достигнем того, что экономика Грузии будет полностью управляться частным сектором», – сказал он, представляя на недавнем заседании правительства республики проект решения «О передаче в управление 100% государственной доли в ООО «Грузинская железная дорога» с целью привлечения инвестиций». По информации министра, сделку с британской компанией можно считать уже состоявшейся. Основная транспортная магистраль Грузии, сообщил Георгий Арвеладзе, передается в управление компании Parkfield Investment сроком на 89 лет. Не без гордости глава Минэкономразвития назвал сумму, которую британцы готовы вложить в развитие железнодорожной сети страны, – 1 млрд. долл.
Самое важное, отметил министр, заключается в том, что столь солидные инвестиции в развитие Грузинской железной дороги управляющая компания обещает вложить не в некоей отдаленной перспективе, а в течение ближайших 10 лет, в основном за первые 3–4 года. Одним из главных аргументов в пользу выгодности готовящегося соглашения он считает то, что, согласно контракту, инвестор до 2009 года не имеет права менять по своему усмотрению тарифы как на пассажирские, так и на грузовые перевозки, а затем как минимум пять лет возможные изменения тарифов компания Parkfield Investment будет в обязательном порядке согласовывать с правительством Грузии. Кто конкретно станет оператором ООО «Грузинская железная дорога», будет определять руководство управляющей компании, государство в этом процессе участвовать не будет, отметил глава Минэкономразвития Грузии.
Примечательно, что это соглашение целиком и полностью контролируется правительством Грузии, в самом ООО «Грузинская железная дорога» деталей проекта никто не знает. Как сказала «НГ» пресс-секретарь компании Тамуна Мачавариани, «все подробности уже фактически готового соглашения с Parkfield Investment можно узнать разве что в Министерстве экономического развития». «Процесс идет без участия руководства ООО «Грузинская железная дорога», все контакты с будущим инвестором осуществляет лично министр Арвеладзе», – сказала она.
На недостаток информации, относящейся к этой сделке, обращают внимание и грузинские аналитики, и многие депутаты парламента республики. В частности, руководитель оппозиционной парламентской фракции «Промышленники» Зураб Ткемаладзе считает, что такого рода проекты, касающиеся стратегически важных для страны объектов, должны быть максимально прозрачными. «Ведь речь идет о серьезных рисках для экономической безопасности Грузии. Нам же в данном случае сообщили лишь о готовом решении. Идет какая-то игра втемную. Но без подробностей сделки наша фракция это решение правительства не поддержит», – сказал он «НГ».
Против передачи Грузинской железной дороги в управление иностранной компании никто в Тбилиси в принципе не возражает. Как сказал «НГ» авторитетный грузинский аналитик, президент Ассоциации экономической независимости Грузии Гия Хухашвили, для экономики республики это только выгодно. «Но тут важно, с кем мы в данном случае имеем дело. Ведь насколько известно, компания Parkfield Investment прежде в этой сфере не работала. Какие обязательства берут на себя британцы, что реально будет с тарифной политикой, что оставляет за собой государство – все это отнюдь не мелочи. В целом же передачу сети железных дорог в частные руки можно только приветствовать – без этого развивать эту отрасль трудно. В будущем можно думать о создании некоего консорциума с привлечением соседей, скажем, Азербайджана, и транзитом – Казахстана. Конкуренция в железнодорожной сфере усиливается, и автономно соперничать с той же Российской железной дорогой Грузия не сможет. Без кооперации с Азербайджаном полноценно развивать железнодорожный коридор Восток–Запад, где Грузия занимает едва ли не ключевую позицию, не получится», – сказал Хухашвили «НГ».
Тбилиси