Пресловутый «российский фактор» в нынешней украинской избирательной кампании приобрел неожиданные формы. Президент и премьер-министр Украины ввязались в дискуссию о нецелесообразности украинско-российской кооперации в атомной энергетике. Пока политики спекулируют на этой теме, реальную выгоду из ситуации извлекают отраслевые чиновники.
Началось все с того, что на прошлой неделе президент Украины Виктор Ющенко издал ряд указов, которыми, по сути, вмешался в деятельность Кабинета министров. Особый резонанс получило распоряжение о приостановке работы созданного правительством концерна «Укратомпром». Концерн был создан в апреле и объединил все работающие атомные станции Украины, Восточный горно-обогатительный комбинат, предприятие «Цирконий», урановые рудники, «Турбоатом», а также ряд научных институтов. Как уже писала «НГ», целью новорожденной структуры, созданной по аналогии с российским «Атомпромом», было объединение всех звеньев цепи по производству на Украине собственного топлива для атомных электростанций (АЭС). Или, пользуясь терминологией атомщиков, для создания незамкнутого ядерно-топливного цикла. Напомним, что до сих пор Украина импортировала топливо из России.
Слабым звеном в намечавшейся атомной реформе оказались изменения, которые правительство в последний момент внесло в постановление о создании «Укратомпрома». На основании корректив в состав новой структуры вошли два предприятия из иной сферы. Это оператор АЭС «Энергоатом» и производитель турбин «Турбоатом». Введение в схему «чужаков» дало повод президентскому окружению заподозрить правительство в попытке вывести отдельные привлекательные объекты из списка не подлежащих приватизации, включить их в состав новой структуры, а затем – продать все скопом. Плюс к этому по Киеву поползли слухи о том, что новое атомное объединение может быть поглощено Росатомом. В накаленной предвыборной обстановке это известие вызвало настоящий скандал, в который напрямую оказались втянутыми президент и премьер.
Любопытно, что Кабинет министров предположение о «сдаче» отрасли Москве не оспаривает. Представители правительства полемизируют на тему, имеет ли президент юридическое право вмешаться в чисто экономическую сферу, каковой является деятельность атомщиков. Министр юстиции Александр Лавринович убежден, что нет. Однако, по его словам, до рассмотрения вопроса в Конституционном суде «Укратомпром» работать не может. Юрий Недашковский, заместитель министра топлива и энергетики, заметил «НГ», что «формирование уставного фонда концерна в настоящий момент приостановлено». Впрочем, как пояснил корреспонденту «НГ» источник в Минпромполитики, вопрос о существовании «Укратомпрома» в данном формате был бы пересмотрен в любом случае. Причина – в кулуарных, по словам источника, договоренностях с российской стороной руководителя концерна Андрея Деркача, о которых «Кабинет министров не был вовремя проинформирован». На вопрос, шла ли речь о продаже части украинских атомных мощностей Росатому, источник ответить отказался. В то же время в окружении главы Росатома Сергея Кириенко возможность таких переговоров отрицают.
Между тем украинские политологи не исключают, что глава «Укратомпрома» и по совместительству руководитель «Энергоатома» – сразу двух монопольно хозяйствующих субъектов в атомной отрасли республики – такие переговоры вел, но при этом преследовал интересы собственного бизнеса. «Андрей Деркач – выпускник высшей школы КГБ имени Дзержинского (сейчас Академия ФСБ России), сын бывшего главы Службы безопасности Украины Леонида Деркача. Он представляет широкий бизнес, в том числе и в России, и я полагаю, что в данном случае Деркач работал сам на себя», – сказал «НГ» директор института «Стратагема» Юрий Романенко.
Эксплуатация темы «российской угрозы» вызывает озабоченность прежде всего у украинских атомщиков. «Это привычное явление. Каждые выборы политики говорят об энергобезопасности, которой почему-то вредят российские ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы, основным поставщиком которых на Украину является РФ. – «НГ»). А теперь еще заговорили и о поглощении украинского атомпрома Росатомом. Это вредит отрасли, а также партнерству Украины и России», – сказал «НГ» один из ведущих специалистов украинских АЭС.
Киев