Инцидент с падением 6 августа на территорию Грузии ракеты, о происхождении и адресе отправления которой продолжают спорить не только в Тбилиси и Москве, в конце минувшей недели получил неожиданное развитие. Российские военные эксперты, исследовавшие то, что осталось от взорванного снаряда, заявили, что это детали разных ракет, сделанных на разных заводах и в разных странах. Грузинская сторона в ответ отказалась от услуг российских специалистов, а США и Евросоюз заверили грузинские власти во всесторонней поддержке.
На этой неделе действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос направляет в Грузию своего специального представителя, бывшего главу МИД Хорватии Миомира Зузула, которому поручено разобраться в обстоятельствах событий 6 августа и определить, чей самолет, на самом деле, нарушил воздушное пространство Грузии и сбросил на ее территорию противорадарную ракету. В Тбилиси уверены, что это были российский самолет и российская ракета.
- Самолет-нарушитель прилетел со стороны России (НГ 16.08.2007): Международные эксперты дали заключение по инциденту с нарушением грузинской границы 6 августа
- Грузия предлагает исключить Россию из Группы друзей Генсека ООН (НГ 16.08.2007): Скандал вокруг упавшей в начале августа на грузинскую землю ракеты становится международным.
Россию к этой работе долго не приглашали. Но на прошлой неделе российские эксперты все-таки прилетели в Грузию, как было заявлено, для совместного расследования этого инцидента. Военспецов возглавлял начальник Главного штаба ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов, в группу также входили посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин и глава российской дипмиссии в Грузии Вячеслав Коваленко. Только ничего путного эта поездка не дала: состоявшиеся 16–17 августа российско-грузинские консультации больше походили на разговор глухого с немым – ни малейшего намека на взаимопонимание. Грузинская сторона называла собранные ею «доказательства причастности России к авианалету» на Цителубани неоспоримыми, ссылалась на заключение западных экспертов и записи показаний своих радаров и жестко требовала от россиян «признать очевидное». Но российская делегация и на встречах в Минобороны и МВД Грузии, и на месте падения ракеты, и на пресс-конференции в посольстве РФ в Тбилиси была не менее тверда: самолет не наш, что подтверждается данными российских военных и гражданских радаров, и в день ракетного инцидента самолеты Су-24 в этом районе в воздух вообще не поднимались. Представленные грузинской стороной доказательства ракетного обстрела российская сторона назвала сомнительными: дескать, ракету Х-58, вернее, ее обломки, грузины могли сами закопать в землю. Кроме того, заявляли российские эксперты, часть деталей, представленных грузинской стороной в качестве вещдоков, была действительно от ракеты Х-58, а часть – от других. Не факт, заявляли члены группы экспертов, что и сама ракета – российская. В частности, руководитель группы генерал Хворов напомнил, что вплоть до декабря 1992 года именно на территории Грузии находился центральный склад советских авиационных вооружений. По словам генерала, были там и противорадарные ракеты. «Потом их, конечно, вывозили, но не факт, что вывезли все, а посему нельзя исключать, что эта ракета как раз с тех складов», – заявил Игорь Хворов. На пресс-конференции была высказана версия и о том, что самолет-нарушитель вообще мог быть грузинским. «Может, в Грузии есть самолеты, которые не контролируются грузинским руководством», – предположил представитель российского МИДа Валерий Кеняйкин. Что касается заключения группы международных экспертов, то тот же Кеняйкин назвал его «политизированным, а не основанным на конкретных фактах».
Ответ Тбилиси на такую позицию Москвы оказался жестким: грузинская сторона заявила, что прекращает двусторонние консультации. Другими словами, российским экспертам фактически указали на дверь. «Российская сторона не проявила конструктивности и практически уклонилась от сотрудничества со следствием. Более того, имела место попытка опровергнуть факт нарушения воздушного пространства Грузии, который подтвержден и очевидцами, и данными радарных систем», – заявил замминистра обороны Грузии генерал Бату Кутелия. Исходя из этого, сказал он, в Тбилиси считают «продолжение консультаций с российской стороной по конкретным деталям инцидента лишенными всякого смысла». В то же время США заявили, что будут добиваться проведения специального заседания Совбеза ООН по этой проблеме и всячески поддержат Грузию.
Тбилиси