В последнее время Баку заявил о себе как о серьезном посреднике в поставках нефти, газа, зерна и промышленных товаров с постсоветской территории на Запад, в Китай и даже в Северную Африку. Во всех этих проектах Азербайджан участвует как транзитная страна, получая от перевалки грузов через свою территорию немалую прибыль. Во вторник к этому статусу прибавился еще один: страны-кредитора. Международный банк Азербайджана перевел Грузии первый транш кредита, предназначенного на строительство железной дороги Баку–Тбилиси–Карс. Общая сумма ссуды – 220 млн. долларов.
Первые 40 млн. долл. кредита перечислены на счет компании «Железная дорога Марабда–Карцахи», которая является оператором грузинского участка новой железнодорожной магистрали Баку–Ахалкалаки–Карс. Известно, что ее строительство инициировал президент Азербайджана Ильхам Алиев. По этой дороге, по задумке авторов проекта, в числе которых и Турция, китайский ширпотреб, который сегодня вытесняется с рынка США, будет доставляться в Европу «в рекордно короткие сроки». По расчетам Министерства транспорта Азербайджана, к 2015 году по этой железной дороге будет ежегодно перевозиться около 15 млн. тонн грузов. Понятно, что дивиденды у транзитных стран – Турции, Азербайджана и Грузии – будут немалые.
На первый транш будет построен отрезок пути протяженностью в 29 километров, а также оборудован пункт замены колесных пар на границе с Турцией. Всего проект обойдется в 420 млн. долл. Тбилиси внесет свою долю за счет льготного кредита в 220 млн. долл., который ей выделил Азербайджан. Остальное выплатит Стамбул.
Напомним, о строительстве дороги лидеры трех стран договорились в феврале 2007 года, а в 2008-м планируется ввести ее в эксплуатацию. Примечательно, что Китай, Казахстан и среднеазиатские страны проявляют небывалый интерес к этому маршруту. А в Баку, тем временем, ведутся интенсивные работы по созданию соответствующей инфраструктуры, которая призвана превратить Азербайджан из нефтедобывающей в транзитную страну.
Между тем, это не единственный проект на территории СНГ, в котором участвует Азербайджан. Например, у Баку есть проекты с Казахстаном. Причем, они предполагают не только транспортировку казахстанских углеводородов через систему энергетических коммуникаций Азербайджана в Европу, но и эффективное использование в обход России транспортного коридора Восток–Запад, призванного возродить Великий шелковый путь. Одним из таких проектов является введенный в эксплуатацию в апреле «Бакинский зерновой терминал» – совместное предприятие, учрежденное азербайджанской компанией «Планета Л» и казахстанским АО «Продовольственная корпорация». А участие в церемонии открытия терминала президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Казахстана Карима Масимова означало, что обе страны придают огромное значение кооперации в этой сфере.
Ввод в эксплуатацию терминала, строительство которого обошлось в 6 млн. долл., состоится в ближайшие дни. Его мощность – от 500 до 800 тыс. тонн зерна в год. В Баку зерно будет поставляться по морю из казахстанского порта Актау. В перспективе по этому маршруту Астана планирует транспортировать 4–5 млн. тонн пшеницы в год. Деятельность предприятия позволит удовлетворить потребности в зерне не только Азербайджана, за год импортирующего более 1 млн. тонн, но и экспортировать его в Грузию, Турцию и Северную Африку.
Баку