За два дня до начала саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который должен пройти в Киргизии, в Бишкек во вторник с официальным визитом прибыл председатель КНР Ху Цзиньтао. Уже сейчас Киргизия лидирует среди пяти центральноазиатских государств по размеру китайских инвестиций.
Официальные пресс-релизы, анонсирующие визит китайского лидера в Бишкек, сообщают, что он встретится с первыми лицами Киргизии, а также что на встречах будут обсуждаться вопросы киргизско-китайского политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, проблемы безопасности в Центральной Азии и в мире в целом.
Однако эксперты за сухими строчками официальных сообщений видят большее. По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, «Киргизия в китайской стратегии в Центральной Азии – это особое, модельное государство. Китай вложил сегодня в ее экономику больше средств, чем в экономику Казахстана, при том что в казахстанской экономике также преобладают именно китайские, а не российские инвестиции». Судя по всему, сегодня речь идет о полномерном восстановлении в этой стране влияния Китая, которое ослабилось после мартовской революции 2005 года. «В те две погромные ночи после революции, – напомнил «НГ» Грозин, – громили не только магазины и рынки, которые толпа приписывала семье бывшего президента Аскара Акаева, но и предприятия китайских собственников». Китайцы, считает эксперт, уже тогда относились к маленькой стране как к плацдарму для дальнейшего расширения своего влияния во всей Центральной Азии. «Они исходили из того, что, вложив в ее экономику деньги, создав ряд крупных и конкурентоспособных производств, смогут со временем конвертировать это свое экономическое влияние во влияние политическое». Революция отсрочила осуществление этих планов. Но киргизский плацдарм в Центральной Азии по-прежнему необходим развивающейся китайской экономике. По некоторым оценкам, уже сегодня обороты китайских рынков в Киргизии достигают десятков, а по другим данным, сотен миллионов долларов ежедневно.
Впрочем, рассматривают Киргизию как плацдарм не только китайцы. «Контролируя эту бедную республику с пятимиллионным населением, не избалованным экономическими благами, с ее территории можно разворачивать операции гораздо более глубокого проникновения в этот регион. Как экономического, так и военного характера», – говорит Грозин. При этом он обращает внимание на то, что это единственная страна, где благополучно существуют «и база ОДКБ (фактически российская), и американская база в аэропорту «Манас». По мнению эксперта, «нужно учитывать также и тот факт, что нынешняя киргизская элита договороспособна, она ориентирована на получение финансовой помощи откуда угодно». Положение у киргизского правительства, считает он, достаточно сложное. Серьезные проблемы существуют в энергетике и сельском хозяйстве. Сегодня Киргизия крайне нуждается в деньгах. Дать их, считает Грозин, может, с одной стороны, Россия, а с другой – Китай, которому «отдать 200–300 миллионов долларов под какой-нибудь мягкий кредит – не проблема».
Между тем уже завтра в Бишкек приезжают большинство участников саммита ШОС, который начнет свою работу 16 августа. К хозяину мероприятия Курманбеку Бакиеву и его китайскому гостю Ху Цзиньтао присоединятся Владимир Путин, а также президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Узбекистана – Ислам Каримов, Таджикистана – Эмомали Рахмон. Всего в столице Киргизии ожидают около 1500 тысяч участников и гостей.