В Цхинвали в среду состоялось совместное заседание советов старейшин Северной и Южной Осетии. Его участники призвали Грузию к миру, а грузинские власти – к подписанию соглашения о неприменении силы против южных осетин. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил о намерении встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.
В Цхинвали члены советов старейшин Северной и Южной Осетии встретились с президентом непризнанной республики Эдуардом Кокойты. В числе гостей Кокойты был также лидер Народно-патриотического союза Грузии Пантелеймон Георгадзе, отец опального экс-министра госбезопасности Грузии Игоря Георгадзе.
Осетинские «старейшины» и грузинские «патриоты» призвали свои народы к миру. А Эдуард Кокойты заявил о желании встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. По его мнению, встреча между высшими политическими руководителями Южной Осетии и Грузии «должна завершиться подписанием документа о неприменении силы и угрозы ее применения в процессе урегулирования грузино-осетинского конфликта».
В Тбилиси желание Кокойты оценили всего лишь как стремление улучшить свой политический имидж. Хотя, как сказал «НГ» известный грузинский политолог, представитель британской неправительственной организации «Ресурсы примирения» Паата Закареишвили, «любой диалог лучше, чем его отсутствие». Эксперт считает, что «встреча Саакашвили с лидерами мятежных территорий, в частности с Кокойты, должна была бы состояться сразу же после того, как нынешний грузинский президент пришел к власти. Сейчас это как-то несерьезно и некорректно. Поэтому Саакашвили на это уже не пойдет, хотя он понимает, что от личных контактов в политике очень многое зависит. Было бы хорошо, чтобы теперь с Кокойты встретился премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели». Эксперт напоминает, что в свое время на контакт с южноосетинским лидером пошел бывший премьер-министр Грузии Зураб Жвания и тогда была достигнута договоренность о том, чтобы эти встречи стали регулярными. «Можно этот формат реанимировать», – предлагает Закареишвили. Грузинской стороне, по мнению эксперта, следовало бы подписать соглашение о ненападении (на чем настаивают осетины), а потом требовать его исполнения по части демилитаризации, расформирования незаконных вооруженных формирований.
Политолог не видит ничего трагичного для Тбилиси и в тесных контактах между правительствами Северной Осетии и непризнанной Южной Осетии, если они проводятся в рамках культуры и экономики. Известно, что очередное совместное заседание правительств состоится во Владикавказе 10 и 11 августа, на нем будет утвержден план интеграционных мероприятий. По мнению Закареишвили, «это явная пиар-кампания, часть российского проекта, которая должна продемонстрировать всему миру, что эти два народа близки во всем, а также то, как Россия печется об идентичности осетин». Но Тбилиси «должен эти действия России осудить, тем более что они предпринимаются без согласия грузинских властей и вопреки всем международным соглашениям». В то же время, говорит политолог, «связи двух регионов (Северной Осетии и Южной) двух соседних стран можно приветствовать в случае, если они будут согласованы между Москвой и Тбилиси».
Тбилиси