Сегодняшняя встреча президентов Азербайджана и Казахстана в Астане определит КПД панъевропейских энергетических проектов, призванных стать альтернативой российским. Известно, что согласие Баку на участие в поставках нефти в Европу получено. В то же время Астана пока не поддается уговорам заморских эмиссаров и до сих пор заявляла о выходе на европейские рынки через Россию. Эксперты предполагают, что Ильхам Алиев попытается убедить Нурсултана Назарбаева сменить направление нефтяного вектора Казахстана.
Это будет не первая попытка Алиева. Но теперь энергетика станет одной из основных тем президентских встреч, которые состоятся в рамках официального визита азербайджанского лидера в столицу Казахстана. Как заявил журналистам посол Казахстана в Азербайджане Андар Шукпутов, сегодня Ильхама Алиева примет Нурсултан Назарбаев. После встречи один на один они продолжат переговоры в расширенном составе, по окончании которых подпишут ряд межправительственных соглашений. Между тем, по мнению экспертов, более важные темы будут обсуждаться за рамками визита Ильхама Алиева. И они коснутся энергетики и транспорта. «Включение в состав азербайджанской делегации президента Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Ровнага Абдуллаева свидетельствует, что энергетическая проблематика будет одной из основных тем на переговорах», – заявил «НГ» известный азербайджанский политолог Алпай Ахмед.
Как известно, Казахстан переправляет часть своей нефти танкерами в Азербайджан и по действующему трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) экспортирует ее на мировые рынки. С вводом в эксплуатацию богатого месторождения Кашаган Баку рассчитывает на увеличение объемов перевалки казахстанской нефти до 20 млн. тонн ежегодно и, главное, заинтересован в строительстве транскаспийского трубопровода Актау–Баку. Эта энергетическая магистраль обеспечит на долгие годы вперед эффективность БТД. В строительстве трубопровода заинтересованы также страны Запада, в частности США, и многие нефтяные компании, участвующие в нефтяных проектах Казахстана. Кстати, некоторые из них являются акционерами БТД.
Реализация этого проекта выгодна Азербайджану как с экономической, так и с геополитической точки зрения. Впрочем, выгодна она и самому Казахстану. Однако открыто признать эту выгоду, а тем более принять переданное через Алиева предложение ЕС и США присоединиться к западному экспортному потоку Астана сможет лишь после того, как договорится с Москвой. Но это задача не из простых: «Россия не заинтересована в энергетических и транспортных коммуникациях, идущих в обход нее», – считает Алпай Ахмед.
Эксперт нефтегазового сектора НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Зиновий Хейфец так прокомментировал ситуацию «НГ»: «Азербайджан много и плодотворно сотрудничает в газовых и газотранспортных предприятиях поставки природного газа с месторождений Шах-Дениз в ЕС. Это и Nabucco, и новый проект TGI, который пройдет из Турции в Италию, и проекты Транскаспийского трубопровода. Поставка азербайджанского газа в Европу давно уже не вызывает сомнений, но пока неизвестно, какие транзитные системы будут созданы.
Договоренность с Казахстаном в значительной мере подстраховала бы Азербайджан в случае недостатка газа и увеличила мощности планируемых или гипотетических газопроводов. Маршрут Туркмения–Казахстан–Азербайджан стал бы первым этапом строительства мощного газопровода, идущего в обход России, и ТКТ, который долгое время остается всего лишь проектом. Кроме того, соединение трубопроводами трех республик позволит им транспортировать газ как в Европу, так и в Китай, о чем договорилась Туркмения.
Если страны ЦАР смогут при участии Европы самостоятельно построить трубопроводы, то это позволит им более широко присутствовать на мировых рынках. С другой стороны, участие в проектах России позволяет им снизить риски. Больше всех в строительстве новых трубопроводов заинтересован ЕС. Но такой проект, как TGI, не может составить конкуренцию Nabucco или «Южному потоку», так что интересы России могут мало пострадать.
Что касается ТКТ, то строительство его пока маловероятно, тогда как прокладка конкурентного ему Прикаспийского газопровода – вопрос решенный. Кроме того, Казахстан летом этого года объявил о том, что о ТКТ пока речи не идет. Туркмения пока также завязана на Прикаспийский газопровод – до 2028 года и поставки в Китай, так что Европе придется ждать».
Баку