Фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative – NTI) обнародовал обзор, в разделе которого про Армению говорится: «... На территории Армении нет урановых рудников...» Что же тогда подписал в ходе визита в Ереван Сергей Кириенко?
В Ереване 23 апреля был подписан протокол по созданию СП по разведке, добыче и переработке урановой руды. Информагентства приводили слова главы Росатома Сергея Кириенко о том, что запасы урана могут составлять 60 тыс. тонн: «В моем представлении Россия может вложить через СП в геологоразведку и добычу урана в Армении от нескольких десятков до нескольких сот миллионов долларов... Армения в результате может стать еще одной страной в мире, которая будет обладать всей технологической цепочкой мирного развития атомной энергии». Официальный же Ереван объявил о готовности обогащать топливо в Международном ядерном центре в Ангарске, учрежденном Россией и Казахстаном.
По мнению армянских экономистов, мирный атом ввиду отсутствия природных углеводородов станет главной движущей силой армянской энергетики, а следовательно, и всей экономики в целом. В республике начались разговоры о строительстве второй АЭС. Ядерная тема некоторое время стала доминировать и в армянских верхах.
Так, 30 мая на заседании правительства президент Роберт Кочарян говорил о скором начале совместных с Росатомом работ. При этом глава армянского государства как о свершившемся факте заявил: «Армения не намерена заниматься обогащением урана на своей территории. Нам предпочтительней вписаться в идею создания международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла под контролем МАГАТЭ. Такая договоренность с РФ достигнута».
NTI – вполне серьезная организация, основанная в 2000 году «прогрессивным» мультимиллионером Тэдом Тернером и экс-сенатором Сэмюэлом Нанном для противодействия современным угрозам, и не доверять ее данным до сих пор оснований не было. Но если это так, то есть залежи урана в Армении – блеф, то о чем договорился Сергей Кириенко с правительством этой страны?
В Росатоме фактически воздержались от комментариев по поводу армянского урана. «Армения – суверенное государство, неэтично комментировать то, что происходит у них. Пошлите запрос в Ереван», – рекомендовали «НГ» в пресс-службе Росатома.
Пресс-секретарь Министерства охраны природы и природных ресурсов Арцрун Пепанян сообщил «НГ», что в апреле в Ереване Сергей Кириенко говорил о наличии в Армении 30 тыс. тонн урана. «Откуда впоследствии взялся удвоенный показатель – я не знаю. Глава Росатома руководствовался, очевидно, данными советского периода. Урановое месторождение было обнаружено во времена СССР, но его не стали осваивать. В Ереване данных по этому поводу не было и нет, все они находились в Москве, там и остались. Что же касается конкретного местонахождения – это государственная тайна», – заявил Пепанян «НГ».
То, что официальный представитель госструктуры назвал государственной тайной, для жителей крохотной Армении таковой не является – большинство считает, что речь идет о приграничной с Ираном и Азербайджаном Сюникской области. Здесь, по рассказам местных жителей, уже идут работы по добыче золота, а уран ему якобы сопутствует. Впрочем, твердой уверенности в этом у них нет. В отличие от специалистов.
Один из идеологов «атомной доктрины» Армении, эксперт по экономическим вопросам аналитического центра «Кавказ» Ашот Егиазарян в беседе с «НГ» подтвердил, что во времена СССР речь шла примерно о 30 тыс. тонн урана. «В прошлом году какая-то компания из США проводила геолого-разведывательные работы, но результаты не опубликовала. Вероятно, американцы ничего не нашли, и именно это отражено в докладе NTI», – сказал Егиазарян «НГ». Эксперт убежден, что уран в Армении есть, и его больше, чем гласят «советские данные», – новые технологии по поиску и прогнозированию запасов более точны. Но если даже запасы не превышают 30 тыс. тонн, то это колоссальный резерв для страны. «Для сравнения: Турция, обнаружившая у себя около 10 тысяч тонн урана, заговорила о строительстве трех АЭС мощностью 5000 мегаватт и возможности их эксплуатации в течение 50 лет», – заявил эксперт «НГ».
На это же не так давно указывал министр энергетики Армении Армен Мовсисян. Выступая в Национальном собрании (парламенте), он сообщил, что для обеспечения топливом Армянской АЭС ежегодно необходимо около 150 тонн ядерного топлива. «Сегодня имеются все предпосылки не только для решения этой задачи на месте, но и экспорта урана», – заявил министр.
Все это так, Ереван становится обладателем солидного энергетического потенциала. Но при одном обязательном условии. А именно: если советские данные об уране в Армении окажутся правдивее американских.