Сегодня министр культуры и информации Казахстана Ермухамет Ертысбаев выступит перед участниками заседания Постоянного совета ОБСЕ в Вене с докладом о положении дел со свободой СМИ в Казахстане.
Накануне в Алма-Ате состоялся круглый стол, в ходе которого Ертысбаев изложил суть своего доклада. Впрочем, как отметила «НГ» президент международного фонда защиты слова «Адилсоз» Тамара Калеева, Ертысбаев, попавший в предвыборный список провластной партии «Нур Отан», так и не озвучил грядущие поправки в закон о СМИ.
Планируется отмена регистрации электронных СМИ, механизмов по недопущению монополизации СМИ и исключение из законодательства статьи, предусматривающей ответственность за распространение порочащих сведений. Стоит отметить, что против концентрации СМИ в одних руках Ермухамет Ертысбаев успешно борется на протяжении всего срока своей министерской деятельности. Так, у дочери президента Дариги Назарбаевой он отобрал в пользу государства телеканал «Хабар».
«Об отмене двойной регистрации мы говорили давно, но фактически для электронных СМИ это ничего не меняет. Зато остается нерешенным вопрос о смене разрешительного характера печатных СМИ на уведомительный. Что касается недопущения концентрации СМИ в одних руках – никаких правовых механизмов пока не представлено, и как будет осуществляться эта мера – непонятно», – отметила Тамара Калеева.
Что же касается исключения меры ответственности за диффамацию в СМИ, то в Уголовном кодексе Казахстана есть шесть статей, предусматривающих наказание за клевету. Среди них – клевета, клевета через СМИ, клевета в обвинении в совершении тяжких преступлений. Министр предлагает упразднить вторую категорию. Как разъяснила Тамара Калеева, журналисты будут привлекаться к ответственности по первой части этой статьи, предусматривающей штраф или лишение свободы. «Неизвестно, что хуже. Если журналиста признают виновным – он получит черную метку о судимости», – считает Тамара Калеева.
В целом тяжба с журналистами и правовыми организациями длится уже полтора года с того момента, как Ертысбаев занял министерское кресло. Единственное, чего смогли добиться журналисты при помощи ОБСЕ, это отмены в стране лицензирования типографий.
«Министр говорит, что все поправки будут обсуждаться в парламенте специально созданной рабочей группой, но, по сложившейся практике, депутаты поддержат министерство – разработчика проекта и займут сторону правительства. Поэтому говорить о том, что с этими новшествами в стране будет действительное послабление в сфере регламентирования СМИ, не приходится», – считает Калеева.
С ней солидарен президент Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев: «Мы о грядущих поправках ничего не знали. Написали министру письмо-просьбу о разъяснении подобных заявлений – ответа так и не получили».
Все поправки, которые Ертысбаев зачитает на заседании ОБСЕ, – «это разработки Союза журналистов, наш законопроект, который мы лоббируем в течение последних трех лет. Но пока безрезультатно. Мы вообще предлагаем реорганизовать структуру МКИ – оставить Минкультуры, а все, что касается информации, передать в ведение Минюста, потому что более 90% объектов СМИ находятся в негосударственном ведении», – сказал «НГ» Матаев.
Добавим, что Казахстан занимает самые последние строчки в мировых рейтингах свободы слова. Только за последние полгода в стране зафиксировано 60 исков о защите чести и достоинства, 64 гражданско-правовых требования к СМИ и журналистам, 209 случаев ограничения в предоставлении общественно значимой информации. Заявленные суммы возмещения морального вреда составили 847 млн. 550 тыс. тенге (примерно 7 млн. долл.). Видимо, в Казахстане на каждую опубликованную статью находится чье-то высокое достоинство.
Алма-Ата