Более восьми месяцев в Казахстане длилось противостояние между владельцами машин с правым рулем и властью. Неожиданно требования автомобилистов были удовлетворены. Победу последних эксперты связывают с предстоящими парламентскими выборами, намеченными на 18 августа.
Инициатором отмены постановления о запрете на эксплуатацию праворульных автомобилей стала партия «Нур Отан», которую официально возглавляет президент Нурсултан Назарбаев. Напомним, решение было принято 11 ноября на заседании Совета безопасности. Тогда дорожная полиция Казахстана смогла убедить главу государства в том, что правый руль представляет наибольшую угрозу на дорогах. Президент с главой республиканского ГАИ согласился и распорядился с 1 января 2007 года запретить ввоз таких машин в республику, а с 2009 года убрать их из эксплуатации. («НГ» писала на эту тему 20.11.06.)
Накануне выборов власти решили отыграть назад и отменить непопулярное в народе постановление, а заодно привлечь на свою сторону избирателей из числа автовладельцев. Однако как только партия «Нур Отан» заявила о необходимости снятия запрета, ее неожиданно опередило МВД. В конце минувшей недели на брифинге в Алма-Ате пресс-секретарь МВД Багдат Кожахметов выступил с заявлением о дальнейшей возможности эксплуатации автомобилей с правосторонним рулевым управлением.
Скоропалительные заявления представителя правоохранительных органов грозят партии власти потерей голосов на выборах. По данным «НГ», в предвыборном штабе подобным шагом рассчитывали привлечь около 500–600 тыс. избирателей из числа автомобилистов и их родственников плюс несколько сотен тысяч из числа сочувствующих владельцам праворульных автомобилей. Но на проведенном в конце минувшей неделе в Алма-Ате брифинге МВД о «Нур Отан» не было сказано ни слова.
На ошибках правых попытались нажиться и левые. На пресс-конференции в Алма-Ате председатель оппозиционной партии «Ак-жол» Алихан Байменов заявил о том, что данная инициатива принадлежала его партии. Казахстанский политолог Санжар Бокаев считает, что ни одна из партий не вправе присваивать себе лавры победителя. «Электорат огромен и пестр в социальном отношении. Где были партии почти год, когда люди выходили на улицы, стараясь защитить честно нажитое имущество?» – заявил он «НГ». По его мнению, «Нур Отан» оценили бы в том случае, если бы партия вовремя отреагировала на чаяния народа. А в преддверии выборов, отметил Бокаев, главная идеологическая платформа всех политиков такова: «именно сейчас нужно пообещать народу все, лишь бы набрать большее количество голосов, а там поглядим».
Примечательно, что, запрещая правый руль, МВД указывало на увеличение числа ДТП. Однако уже сейчас их статистика изменилась. Пресс-секретарь Багдат Кожахметов неожиданно согласился с автолюбителями, которые утверждали, что праворульные машины даже более безопасны, нежели автомобили с левым рулем. «Доля ДТП, совершенных по вине водителей «праворулек», всего составляет 6%», – заявил Кожахметов.
Председатель «Независимого автомобильного союза» (НАС) Эдуард Эдоков с иронией предложил в качестве профилактики аварий на дорогах временно запретить леворульные автомобили: «Представляете, какой будет эффект?». Вместе с тем НАС намерен добиваться от МВД официального постановления о признании автомобилей с правым рулем безопасными. «Нам потребовалось восемь месяцев, чтобы доказать, что наши права нарушаются. Где гарантия того, что завтра власти опять все не переиграют? Мы хотим подстраховать себя», – отметил Эдуард Эдоков.
Алма-Ата