Киргизия отменила государственную монополию на производство и реализацию алкоголя. По закону, подписанному на днях президентом страны Курманбеком Бакиевым, производить ликероводочную продукцию имеют право теперь не только государственные, но и частные предприятия с уставным капиталом от 5 млн. сомов (около 132 тыс. дол).
- Загадка Юга (НГ от 02.07.2007)
- Что дала революция Югу? Представители Юга пришли к власти в Бишкеке. Но населению это мало что дало. Не произошло перераспределения ресурсов, так как в центре их попросту нет в таком количестве, чтобы после удовлетворения аппетитов элит и народу еще что-нибудь досталось
- С рождением нового центральноазиатского Союза (НГ от 27.04.2007)
- Казахстан приступил к практической реализации своей амбиции по превращению в региональную супердержаву. Легко и элегантно он подтянул к себе Киргизию, при видимом энтузиазме политического руководства последней.
Новый закон отменяет и прежнее положение, согласно которому в уставном капитале предприятий, производящих ликероводочную продукцию, доля государства должна быть не менее 51 %. По словам статс-секретаря государственного агентства по производству, хранению и реализации спирта и алкогольной продукции (Госалкоагентство) Орозгана Сыдыкова, теперь производители «будут собственниками в полном смысле этого слова».
Официальная причина появления этого закона – необходимость «технического переоснащения» отрасли, нужда во «внедрении передовых технологий». Неофициальную нам прокомментировал весьма информированный анонимный источник в Киргизии. По его словам, более 50% из 16 основных предприятий, производящих алкогольную продукцию в республике, сегодня, так или иначе, принадлежат представителям казахского бизнеса, с каждым днем усиливающего свои экономические и политические позиции в стране. Очевидно, что казахские бизнесмены хотели бы узаконить сложившееся в отрасли статус-кво.
Кроме того, по данным нашего источника, к производству вино-водочных изделий в этой стране достаточно давно имеют отношение представители ряда властных структур. В течение довольно долгого времени их, видимо, устраивала схема, когда они просто получали прибыль с формально не принадлежавших им государственных предприятий. Однако износ основных фондов, видимо, подтолкнул теневых «водочных королей» выйти из тени и оформить свои отношения с государством. Поскольку вкладывать деньги в модернизацию не принадлежащих тебе предприятий – не логично┘
Модернизация же нужна киргизским предприятиям, как воздух иначе конкуренция со стороны того же Казахстана, который силами мелких предпринимателей заполонил прилавки киргизских магазинов контрабандной продукцией, не оставляет шансов местной алкогольной отрасли. Казахские предприниматели, по словам источника «НГ», просто «задушили» местного киргизского производителя.
Этот закон будет на руку и примерно 80 мелким киргизским частным структурам, которые до сего времени действовали на рынке нелегально и которые теперь, вероятно, смогут конкурировать с казахским импортом. На сегодня, по словам депутата парламента Карганбека Самакова, национальный рынок крепких спиртных напитков лишь на 40% заполнен легальной продукций. «Все остальное либо самопал, либо контрафакт», – уверяет он.
Сам же Самаков еще весной этого года, по сообщению бишкекской газеты «Моя столица», «протежировал и протащил своего родственника до последнего третьего тура конкурса» на замещение вакантной должности статс-секретаря Госалкоагентства. По-видимому, из самых бескорыстных побуждений.
По словам инициатора данного закона, парламентария и председателя социалистической партии «Ата-Мекен» (Отечество) Омурбека Текебаева, который по просьбе «НГ» прокомментировал свое детище, выступить с подобным проектом его заставило положение, сложившееся в киргизской экономике. Прибыльная отрасль, заявил он, практически не приносила доходов казне, а «управляющие (предприятиями) от имени государства превратили госмонополию в частную монополию». В связи с этим, Текебаев вспомнил слова Березовского, сказавшего когда-то, что не стремится приватизировать государственные предприятия, а лишь берет контроль над их финансовыми потоками. После чего на эти деньги тогда покупался и сам завод. Таким же образом и у нас госмонополия в алкогольной отрасли использовалась в частных интересах, заявил Текебаев. Он также дал понять, что госмонополия на производство и реализацию вино-водочной продукции работала на семью бывшего президента страны.
«Вот почему полтора года назад я посчитал, что нужно разрушить эту монополию, чтобы эта коррупционная схема не работала на новую семью», - подчеркнул парламентарий. По его словам, президент год не подписывал законопроект, но сейчас ситуация несколько изменилась. «Видимо интересы приближенных к президенту групп переместились в другие, более высокие сферы, нежели местный алкогольный рынок», - предположил Текебаев.
═