Обе РЛС находятся в собственности Украины, но по договору от 1997 года работают в интересах двух стран: информация, поступающая из украинских станций, ведущих наблюдение за космическим пространством Центральной, Южной Европы и Средиземноморья, поступает и обрабатывается спутниковой системой противоракетного наблюдения Космических войск РФ в Солнечногорске. Финансирование объектов на сегодня является болезненной темой украино-российских отношений. В 2006 году Украина подняла арендную плату вдвое 1,5 млн. долл. Одновременно вице-премьер России, тогда министр обороны Сергей Иванов сообщил о намерении постепенно отказываться от РЛС, арендуемых Россией. Точную дату он тогда не назвал.
Официальный Киев пока отказывается комментировать информацию российских СМИ. Замглавы секретариата президента по вопросам внешней политики Александр Чалый, в частности, подчеркнул: «Если мы получим официальную информацию, то, безусловно, этот вопрос мы будем обсуждать во время работы двусторонней комиссии. Какова позиция Украины в этом вопросе? Она требует комплексного изучения с учетом последних событий, которые происходят в контексте создания систем противоракетной обороны как на одностороннем, так и на многостороннем уровнях».
На Украине многие считают, что последние шаги Москвы совпадают с требованиями местной оппозиции, поднявшей вопросы о повышении платы за обслуживание РЛС и о денонсации соглашений. Первый командующий ВМС Украины, вице-адмирал Борис Кожин (представитель блока «Рух – Украинская правица») считает, что отказ России от сотрудничества сыграет на руку Киеву на пути в НАТО и ЕС.
Тем более что экс-министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк на форуме «Евроатлантическое будущее Украины» не исключил, что Киев выступит с инициативой передать под совместное с США управление украинские станции, в настоящий момент используемые Россией. Политик подчеркнул, что СПРН утратили интерес для России: «Есть два выхода – украинские станции использовать в интересах общеевропейской системы ПРО или в интересах всего евроатлантического сообщества».
Эксперты украинского Центра исследования армии, конверсии и разоружения полагают, что отказ РФ от использования украинских станций не отразится на обороноспособности страны. Свою точку зрения они аргументируют тем, что Украина находится в списке государств, которые США определили для взаимодействия и сотрудничества в рамках реализации своего проекта создания национальной системы ПРО.
Как пояснил «НГ» директор Института военного анализа Александр Шаравин, «Россия уже давно готовилась к денонсации этого договора. Более того, у нас заканчивается договор аренды военно-морской базы в Севастополе в 2017 году, и придется даже флот выводить». Для России, по его мнению, выгодно расторгнуть договор, так как истек технический ресурс станций, а заодно можно сэкономить военный бюджет.
«Украинские станции заменят две другие: под Армавиром и в Барановичах (Белоруссия). Я думаю, что общая стратегия России направлена на вывод из зарубежных территорий всех станций раннего предупреждения. Это касается не только Украины, но и Азербайджана», – сказал «НГ» Шаравин. По его словам, дело идет к отказу от использования станции в азербайджанской Габале, и то же самое может произойти и с украинскими. «Если американцы получат допуск к объектам, то вряд ли смогут полноценно ими пользоваться, так как их обеспечение существенно отличается от стандартов НАТО, а модернизация – дорогое удовольствие, выгоднее строить новые», – сказал он «НГ».
Кроме того, просто станции США не отойдут, здесь необходимы соответствующие дипломатические процедуры со стороны Вашингтона, какие были осуществлены в Чехии и Польше. Шаравин отметил, что даже если американцы начнут пользоваться станциями на Украине, это для России угрозы не представляет, так как станции четко ориентированы и не могут отслеживать территорию РФ. «Другое дело, если США захотят разместить на Украине объекты ПРО, как собираются делать в Восточной Европе. В этом случае, понятно, они будут направлены против России», – сказал директор Института военного анализа.
Киев