Энергетическое сотрудничество, а не проблемы со свободой слова и СМИ и т.д. является для Белоруссии приоритетом в диалоге с Евросоюзом. Об этом Александр Лукашенко заявил в интервью французской газете Le Monde, тем самым дав понять как оппозиции внутри страны, так и критикам с Запада, что на уступки в этой сфере он вряд ли пойдет.
Хорошо понимая, как волнует сейчас Европу тема поставок энергоносителей (а причиной этих волнений как раз и стала Белоруссия), президент Александр Лукашенко не без удовольствия ее эксплуатировал. Вопрос обеспечения ресурсами более важен для европейцев, убежден белорусский правитель. По его мнению, Европа давно должна была заняться этой проблемой, не дожидаясь кризиса в отношениях между Белоруссией и Россией, который очень больно ударил и по ЕС. Однако европейцы в силу своей инертности пока не замечают этих проблем. При этом он выразил надежду, что новое руководство Франции в ближайшем будущем увидит их и тогда оценит Белоруссию, не уточнив, правда, каким образом это произойдет. На эпитеты в адрес президента Николя Саркози и его команды Лукашенко не скупился, назвав ««энергичным, молодым, амбициозным» (к слову, таких похвал он сам удостаивался после прихода к власти 13 лет назад).
Несмотря на сложные отношения республики с ЕС, президент Белоруссии рассчитывает развивать отношения с Францией и, в частности, в энергетической сфере. «Хотелось бы, чтобы новое французское руководство, изучив ситуацию и то, что происходит в отношениях между Белоруссией и Евросоюзом, Белоруссией и Францией, сделало из этого соответствующие выводы», – высказался Лукашенко. В этом случае, по мнению президента, обе страны смогли бы «вести серьезный, солидный диалог, как это было примерно 7–10 лет тому назад». К слову, свой первый и последний официальный визит в Европу в качестве президента Лукашенко совершил как раз во Францию ≈ в 1995 году посетил Париж по приглашению возглавлявшего в те годы страну Жака Ширака.
Белорусский лидер не преминул в очередной раз упрекнуть Европу в связи с расширением НАТО и планируемым размещением в Чехии и Польше элементов американской ПРО. «Варшавского договора нет, а НАТО вы начинаете укреплять. Как же так? – возмущался Лукашенко. – Американцы, уже не советуясь со своими европейскими партнерами, усиливают свое присутствие в этом регионе. А вы делаете вид, что этого не замечаете, помалкиваете. Но мы знаем, чем может обернуться это молчание...»
«Интервью газете Le Monde длилась более двух с половиной часов (вместо запланированного 1 часа), в течение которых Лукашенко ответил на 47 вопросов по самым различным темам, – сообщила президентская пресс-служба. – Желание пообщаться с белорусским правителем журналисты издания объяснили «большим спросом на информацию о Белоруссии в Европе».
Минск