Вчера Парламентская ассамблея ОБСЕ, проходившая в Киеве, создала прецедент, впервые приняв отдельную резолюцию по отдельно взятой стране – Белоруссии. В ней Александру Лукашенко выдвинуто условие: белорусская власть должна участвовать в международной конференции по ситуации в собственной стране и обнародовать на ней меры по демократизации парламентских выборов, намеченных на осень будущего года.
- Лукашенко обозначил внешнеполитические приоритеты (НГ от 04.07.2007)
- Друзья господина Чавеса ("The Washington Post", США. 04 июля 2007)
В противном случае усилия белорусского лидера по созданию образа новой, европейски ориентированной Белоруссии окажутся тщетными. На что, впрочем, и рассчитывают авторы идеи проведения специальной международной конференции по ситуации в этой стране – лидеры объединенной белорусской оппозиции. Они обсудили свое предложение в Киеве с главой ПА ОБСЕ Гораном Леннмаркером и заручились его поддержкой. Известно, что белорусский президент разослал по странам ЕС гонцов, которые убеждают европейцев в том, что белорусская власть меняется в соответствии с европейскими нормами. В этой ситуации принятие резолюции по Белоруссии, утверждающей, что в белорусских тюрьмах содержатся политзаключенные, было Минску не на руку. Потому в Верховной Раде, где проходило заседание ПА ОБСЕ, вокруг проекта резолюции развернулись настоящие бои – между делегацией белорусских депутатов и европейскими парламентариями (Белоруссия, не являясь членом ПА Совета Европы, в ПА ОБСЕ присутствует). Однако в результате документ был принят.
Анатолий Лебедько, сопредседатель Объединенных демократических сил Белоруссии, так прокомментировал произошедшее «НГ»: «В мае мы провели Конгресс Объединенных демократических сил. На нем была принята новая стратегия, которая к традиционной работе на улице добавляет новое направление – диалог с властью. Этот вопрос усугубляется рядом обстоятельств, в частности, тем, что в тюрьме находятся экс-кандидат в президенты Александр Козулин и бывший депутат Андрей Климов. Наш подход таков: если захватываются заложники, надо ли договариваться с захватчиками? Если от этого зависит жизнь людей, то да. В Белоруссии ситуация такова, что в качестве заложников оказались почти 10 миллионов человек. Их права ежедневно нарушаются. Но сегодня Лукашенко использует риторику, приятную слуху многих европейцев. В страны ЕС отправились его представители, которые рассказывают европейцам, что ситуация в Белоруссии меняется. И европейцы склонны им верить. А Лукашенко, если эту цену нужно будет заплатить за власть, готов перекрасить свою администрацию в темно-синий цвет и разукрасить звездочками Евросоюза. Хотя суть белорусской власти от этого не изменится. Наша задача – не дать Лукашенко возможности и дальше спекулировать на теме демократизации Белоруссии. Мы и предложили провести специальную международную конференцию по Белоруссии, участвовать в которой пригласили белорусскую власть. Для обсуждения внесли вопрос об изменении законодательного кодекса. Чтобы осенью будущего года впервые за 13 лет в Белоруссии прошло что-то похожее на выборы, нам надо искать инструменты воздействия на власть. Таким инструментом является конференция. Лукашенко сейчас невыгодно уходить от дискуссий на данную тему, и он примет предложение, которое ему с нашей подачи сделала ПА ОБСЕ».