Бывший президент Армении Левон Тер-Петросян может вернуться в большую политику и выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, которые состоятся в 2008 году, ориентировочно в феврале.
Для того чтобы патриарх армянской политики бросил вызов нынешним властям, необходимо выдвижение единого кандидата в президенты от разрозненной ныне оппозиции. Представители Армянского общенационального движения (АОД), некогда партии власти, утверждают, что начали работу в этом направлении.
- Синдром жесткой руки (НГ от 22.01.2007)
- Европейский Союз столкнулся с ростом противостояния приему Анкары ("Le Figaro", Франция.15 декабря 2004)
«За прошедшие 10 лет со дня нелегитимной смены власти Армения оказалась в тяжелой ситуации. Нет никакого прогресса в урегулировании карабахской проблемы. Армения – на задворках даже в регионе. Все относительно серьезные проекты: энергетические, транспортные, инфраструктурные и другие – обошли ее стороной. Это самая слаборазвитая страна на Южном Кавказе, несмотря на декларируемый властями 12–13-процентный экономический рост», – заявил «НГ» заместитель председателя правления АОД Андраник Овакимян, объясняя мотивы решения партии. По его словам, план урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, который Левон Тер-Петросян предлагал незадолго до отставки, вновь актуален – 10 лет стороны вели переговоры и в итоге вернулись к тому, из-за чего произошла вынужденная отставка Тер-Петросяна. «Сегодня Ереван и Баку опять заговорили о необходимости поэтапных уступок, что предлагалось и от чего отказались 10 лет назад. Отмечу, что за это время Азербайджан вырвался вперед в экономическом развитии, мы же как бы потеряли это время», – считает Овакимян. На замечание «НГ» о том, что Армении в переговорах есть чем маневрировать, но Азербайджан ничего иного, кроме как восстановления территориальной целостности, по сути не выдвигает, Овакимян ответил, что многое в переговорах решает личность переговорщика, а сами переговоры – комплекс нюансов и сложных проблем, и в отдельности вопросы «уступок» рассматривать нельзя. «Мы надеемся, что добьемся объединения оппозиции и выдвинем Левона Тер-Петросяна кандидатом в президенты», – сказал Андраник Овакимян «НГ».
Бывший пресс-секретарь Тер-Петросяна, ныне близкий к нему политолог Левон Зурабян заявил «НГ», что сам экс-президент по поводу возвращения в политику ничего не говорил. «Этот вопрос должен решить он сам, а за него решать никто не вправе», – сказал Зурабян «НГ». Известно, что, уйдя с президентского поста, Левон Тер-Петросян вернулся к научной работе и за прошедшие 10 лет не позволил себе ни одного политического замечания или комментария, считанные разы был доступен журналистам. При этом экс-президент не затворник, его образ жизни характерен для ученого, поглощенного любимой работой. Власти, согласно Конституции Армении, предоставили ему особняк, обеспечили достойный уровень жизни. Экс-президент несколько раз выезжал за рубеж на научные конференции, участвовал в семинарах, презентациях и от политики держался в стороне. «Буквально на днях он закончил очередную интересную работу. «Армения и крестоносцы» – так называется новая книга Тер-Петросяна», – сообщил «НГ» Левон Зурабян.
Президент Ассоциации социологов Армении Геворк Погосян считает, что разговорами о возвращении экс-президента в политику угодивший в затяжной кризис АОД пытается возродить былую популярность. По его словам, незадолго до майских выборов был проведен ряд опросов. «Левон Тер-Петросян тогда набрал всего 2,3 процента голосов. С таким рейтингом на президентские выборы не идут. Он человек умный, всегда трезво оценивающий возможности и реалии, и вряд ли даст втянуть себя в затевающуюся АОДом авантюру», – заявил Погосян «НГ». Но вместе с этим он не исключил, что объединенную оппозицию Тер-Петросян может возглавить и в этом случае у него появятся шансы на успех в президентской кампании. «Лучшей кандидатуры, вокруг которой могла бы консолидироваться оппозиция, просто нет», – полагает Геворк Погосян. Однако, по его словам, незадолго до выборов в Армении всегда говорят об объединении, но этого ни разу не произошло. «Так что если брать за основу опыт, то математическая вероятность объединения – ноль. Впрочем, у нас ничего нельзя исключать», – заявил Погосян «НГ».