Молдавские власти ослабили экономическое давление на Приднестровье и не ввели 1 июля, как обещали, запрет на импорт сырья в регион. Эксперты объясняют такое послабление переговорами президента Молдавии Владимира Воронина с Владимиром Путиным, которые за последнюю неделю состоялись дважды. В то же время интенсивность молдавско-российского диалога на высшем уровне вызвала негативную реакцию молдавских политиков, обвинивших главу государства в попытке утвердиться во власти за счет сепаратного договора с Москвой.
Молдавия не ввела в воскресенье, хотя и грозила это сделать, запрет на ввоз в Приднестровье импортного сырья. Если бы это произошло, на фоне уже действующего вето на самостоятельный экспорт Приднестровье оказалось бы в полной экономической изоляции. Отмену санкций на импорт в самом Приднестровье расценивают как прямое следствие встреч, которые состоялись между молдавским президентом Владимиром Ворониным и Владимиром Путиным. Об этом «НГ» сообщил представитель Приднестровья в Москве Григорий Маракуца. Известно, что президенты встречались 22 июня в Ново-Огареве и 30-го – в Ростове-на-Дону и говорили при этом о возможности разблокирования молдавского винного экспорта в РФ, а также о перспективах приднестровского урегулирования. О взаимосвязанности этих двух проблем в Кишиневе заговорили после ряда заявлений: о готовности РФ открыть частично свой рынок для молдавских вин, и Молдавии – ослабить экономические рычаги воздействия на восточный регион.
Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сообщил, что Кишинев не намерен усиливать экономические санкции в отношении Тирасполя и ужесточать правила экспорта товаров из региона. В специальном заявлении министерства также подчеркивается, что Кишинев еще раз подтверждает выполнение принятых на себя обязательств о «невзимании с предпринимателей Приднестровья» налогов в национальный молдавский бюджет. Более того, правительство Молдавии в конце недели провело все эти моменты через отдельное постановление. По словам Шовы, «оно принято с целью внесения ясности и прекращения шумихи, поднятой вокруг якобы существующих препятствий для внешней торговли приднестровских экономических агентов».
Между тем в самой Молдавии переговоры Воронина с Путиным, о которых широкой общественности почти ничего не сообщается, вызвали недовольство политиков, считающих, что молдавский президент пытается с помощью России сохранить собственную власть. Такое предположение высказал лидер Народно-республиканской партии Молдавии Николай Андроник. По его мнению, руководимая Ворониным партия коммунистов теряет поддержку населения, о чем говорят прошедшие в июне выборы в местные органы власти. На них коммунисты получили на 30% голосов меньше, чем на предыдущих выборах. В результате мэром Кишинева стал представитель национал-радикальных кругов Дорин Киртоакэ. Председатель Конгресса русских общин Молдавии Валерий Клименко заявил «НГ», что приход к власти прорумынски настроенных политиков – прямое следствие политики Воронина. Клименко считает, что на следующих парламентских выборах в 2009 году коммунисты уже не получат большинство мест в парламенте и не останутся правящей, как сегодня, партией. Потому шансы Воронина остаться президентом еще на один срок сведены к нулю, тем более что в Молдавии главу государства избирает не народ, а парламент. И он пытается вернуть доверие электората, решив с помощью России приднестровский вопрос.
Союзник Воронина, лидер Христианско-демократической народной партии, вице-спикер парламента Молдавии Юрий Рошка также высказал недовольство переговорами, которые ведет Владимир Воронин с президентом РФ. Рошка в интервью принадлежащей ему же газете Flux подчеркнул, что, договариваясь с Россией по приднестровскому вопросу за спиной Запада, Молдавия рискует потерять доверие западных партнеров. «Президент Воронин пытается заменить формат переговоров другим – лишь при участии Молдавии и России. Это грозит прямым и необратимым разрывом между Кишиневом и Евросоюзом, а также США», – сказал Рошка.
В то же время лидер Партии социальной демократии Дмитрий Брагиш упрекает Воронина в том, что он ведет сепаратные переговоры с Москвой, не учитывая позицию молдавских граждан. «Если молдавский президент подпишет какой-либо документ с Путиным, не считаясь с мнением народа, он еще раз докажет, насколько централизованной является власть в Молдавии», – заметил Брагиш.