Впервые за более чем 15 лет карабахского противостояния представители интеллигенции Азербайджана и Армении в конце недели совершили совместный визит в Баку и Ереван, а также побывали в Нагорном Карабахе.
В состав делегаций, возглавляемых послами Азербайджана и Армении в России Поладом Бюль-Бюль оглы и Арменом Смбатяном, вошли известные в обеих республиках деятели науки, культуры и искусства. Кстати, именно руководителям дипмиссий и принадлежит идея организации визита доверия, которая зародилась в Москве. Со стороны поездка видится спонтанной – на этот счет не было никаких сообщений. Но это не так – такие акции продумываются и готовятся заранее. Участники миссии мира были приняты главами двух конфликтующих государств Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым, а также встретились с лидером непризнанного Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном.
«Мы не выполняли какую-либо миссию политического характера. Нам необходимо было узнать, можно ли после стольких лет противостояния установить контакт с представителями армянской интеллигенции. Кроме того, мы хотели воочию увидеть, в каком положении находятся Ханкенди (азербайджанское название Степанакерта. – «НГ») и Шуша, как развивается Армения. На эти вопросы мы получили ответ», – заявил на итоговой пресс-конференции в Баку Полад Бюль-Бюль оглы. При этом азербайджанский посол считает, что «данное положение становится нетерпимым. Цивилизованные нации, например в Европе, объединяются, а люди, которые наделены интеллектуальным потенциалом, стараются стать гражданами мира». Он особо подчеркнул, что считает посещение Карабаха и Армении правильным шагом, и сообщил, что намерен продолжить свою миротворческую деятельность.
Посол Армении в России Армен Смбатян заявил, что «пришло время для контактов». Первый шаг сделан, и следует и в дальнейшем создавать атмосферу, при которой политические деятели могли бы решить карабахский конфликт мирным путем. «Мы являемся соседями и должны создать нормальные условия, чтобы обеспечить достойное будущее для наших детей», – отметил Смбатян.
Как и следовало ожидать, международная общественность с одобрением отнеслась к этому сенсационному событию. МИД РФ воспринял это мероприятие как «важный шаг к осуществлению сторонами нагорно-карабахского конфликта на постоянной основе мер укрепления доверия, способных создать более благоприятную обстановку для урегулирования». Руководитель департамента по связям с общественностью посольства США в Азербайджане Джонатан Хеник заявил, что такого рода визиты снижают напряженность вокруг конфликта. Директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (МКГ) Магдалена Фричева заявила журналистам, что подобные инициативы нужны и очень значимы: «Фактор отдаленности общин не служит разрешению проблемы, между ними должны быть контакты».
Между тем реакция азербайджанской общественности на «народную миссию» была неоднозначной. Оппозиция, как и следовало ожидать, усмотрела в этом предательство. Однако большая часть аналитиков и политологов в целом отнеслись к событию более прагматично.
«В моем понимании этот визит укладывается в контекст того, что нужно готовить народы к компромиссу. Несмотря на то что эта миссия называется неофициальной, все прекрасно понимают, что люди, совершившие визит, занимают официальные посты. И приняты они были главами государств – это означает, что данная миссия была благословлена на самом высоком уровне», – заявил «НГ» известный азербайджанский политолог Расим Мусабеков.
В Ереване положительно оценивают встречу видных представителей общественности двух стран. По словам руководителя Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степана Григоряна, после череды провалов переговоров под эгидой Минской группы по урегулированию карабахского конфликта вполне ожидаемо, что стороны будут искать новые форматы миротворческой деятельности. «Это может быть и расширение привлечения ООН, России. Вариантов много. И, вероятно, поездку группы представителей Азербайджана и Армении в Нагорный Карабах можно рассматривать в этом свете», – сказал Григорян «НГ». По его словам, сам факт встречи конечно положителен, но есть сомнения в том, что представители интеллигенции играют в азербайджанском и армянском обществах такую же значительную роль, как, скажем, в 1970–1980-х годах, и могут реально формировать общественные настроения.
Баку-Москва