Парламент Грузии в первом чтении принял проект закона «О репатриации лиц, насильственно переселенных Советской властью из Грузии в 40-х годах XX века». Речь идет о турках-месхетинцах (их еще называют месхами-мусульманами), вывезенных в 1944 году из приграничных с Турцией районов Грузии в Среднюю Азию.
Поводом для насильственного переселения послужила вероятная «лояльность» турков-месхетинцев к Германии и ее союзнику – Турции. В 1990-х годах возвращение народа стало одним из условий приема Грузии в Совет Европы (СЕ). Руководство страны обязалось выполнить его к 2011 году. В противном случае Грузию могут даже исключить из СЕ.
Сегодня в грузинском обществе действия согласившегося с условием СЕ экс-президента Эдуарда Шеварднадзе сравнивают с попыткой тяжелоатлета поднять заказанный, но заведомо непосильный вес. Обсуждение вопроса в парламенте получилось эмоциональным и скандальным. Тем не менее законопроект первое чтение прошел: за него проголосовали 134 депутата при 14 против. Но считать это окончательным успехом парламентского большинства рано. Дело в том, что проблема репатриации турков-месхетинцев может расколоть общество. Ведь речь идет о возвращении целого народа в Грузию, у которой нет пустующих территорий. К тому же граничащий с Турцией регион Самцхе-Джавахети, откуда в 1944 году менее чем за сутки из почти 200 сел выселили турков-месхетинцев, еще при Сталине был заселен аджарцами из горных районов автономии. Там же издавна живут около 150 тысяч армян. Все это, считают эксперты, может вылиться в новый очаг напряженности. На этот раз с межрелигиозным оттенком. Потому даже лояльная часть общественности выступает против компактного заселения репатриантами любого района страны.
Депутат парламента Грузии, один из лидеров армянской общины Ван Байбурт говорит, что возвращения изгнанников в Джавахети не будет, а стало быть об этническом противостоянии говорить не стоит. «Из населенного преимущественно армянами Ахалкалакского и Ниноцминдского районов Самцхе-Джавахети в 1944 году было выселено 50 семей. Они не были турками-месхетинцами, а в основном – таракаманами! Сами турки-месхетинцы под родными подразумевают Аспиндский, Адигенский и Ахалцихский районы региона. Но они согласны жить в других районах Грузии», – заявил Байбурт «НГ». По словам депутата, противники законопроекта передергивают: в документе говорится, что правительство само будет предлагать места поселений в Кахети – на востоке и юго-востоке, в Имерети и Гурии – западе и северо-западе Грузии. Кроме этого власти не берут обязательств ни по обеспечению жилплощадью, ни по выделению особого надела земли, и, более того, не исключено, что у желающих въехать в Грузию будет требоваться доказательство способности обеспечить проживание без помощи. «Я считаю, что реально на ПМЖ могут приехать не более 1000 семей», – предположил Ван Байбурт и сообщил «НГ», что, по его данным, не дожидаясь закона о репатриации, в Грузию в последние 10 лет вернулось около 100 семей – 20 семей осело в городке Самтредиа на западе страны, остальные – в Аспиндском и Адигенском районах.
Тем не менее противники законопроекта утверждают, что у властей нет прогнозов последствий возвращения турков-месхетинцев. «Наш демарш вызван двумя причинами, – заявил «НГ» представитель покинувшей в знак протеста заседание парламента Консервативной партии Каха Кукава. – Во-первых, лоббисты законопроекта передергивают факты, называя переселенных месхами-мусульманами, грузинами, принявшими мусульманство. Эти люди не являются местной этнической группой – прошло не так уж много времени, чтобы они забыли язык, веру и историю». Вторая причина, по словам депутата, в том, что в Грузии нет четкого иммиграционного закона, в котором были бы прописаны миграционные квоты, места будущих заселений пришлых групп, механизм фильтрации лояльных к Грузии людей и т.д. «Принятие законопроекта в нынешнем виде приведет к демографическому дисбалансу – ведь предлагается в трехмиллионную Грузию компактно вселить несколько тысяч турков-месхетинцев», – сказал Кукава «НГ». Еще резче оценивает документ лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури – «сепаратистская мина замедленного действия». «Оппозиция будет добиваться вынесения вопроса о репатриации турков-месхетинцев на общенациональный референдум. Власти волнуют только 100 миллионов евро, выделенные под проект репатриации Советом Европы, а не историческая справедливость», – считает Дзидзигури.
На серьезность ситуации обращает внимание и экс-госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава: «Отношение в обществе к проблеме, мягко говоря, противоречивое. С учетом условий получения гражданства Грузии, в частности теста на знание языка, истории, Конституции, реально можно ожидать 25–30 тысяч репатриантов. Для Грузии и такое количество проблема».
300 тысяч без родины
В Международном обществе турков-месхетинцев «Ватан» зарегистрировано около 300 тыс. человек. Почти 100 тыс. человек находится на Северном Кавказе, в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях РФ, примерно столько же – в Казахстане, около 80 тыс. – в Азербайджане, ориентировочно 20 тыс. подали заявки на эмиграцию в США, а 5 тыс. уже эмигрировали, не больше 1 тыс. турков-месхетинцев вернулись в Грузию.
Тбилиси