Обвинив Россию во всех украинских неприятностях последнего времени практически сразу после встречи с российским президентом в Санкт-Петербурге, Виктор Ющенко преследовал единственную цель – заручиться поддержкой Запада в «лечении» внутриполитического кризиса в своей стране по собственным рецептам. Так прокомментировал «НГ» нашумевшее интервью президента Украины канадскому изданию The Globe and Mail директор Украинского института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
Напомним, Виктор Ющенко заявил, что всерьез воспринял слова Владимира Путина о намерении навести российские ракеты на новые цели в Европе, если США не откажутся от планов размещения в Чехии и Польше систем ПРО. По словам украинского главы, подобные высказывания только усилили желание его страны как можно скорее укрыться под «защитным зонтиком НАТО». «Последние события, думаю, показали, что у нас очень хрупкий баланс безопасности. Эта ситуация вызывает тревогу и может быть очень болезненной», – сказал Ющенко. По его мнению, с которым украинцев ознакомила во вторник пресс-служба главы государства, «становится все более очевидным, что лучший ответ на все эти оборонные вызовы можно дать только с помощью коллективной системы безопасности».
Президент Украины заметил, что с радостью ответил бы на все вопросы Путина относительно желания Киева вступить в НАТО, но при этом не намерен отступать от своей линии. Ющенко в очередной раз подчеркнул, что евроатлантический курс Украины не направлен против кого бы то ни было, «это политика, которая более всего отвечает национальной обороне и безопасности». Особенно если учитывать ситуацию в украинском обществе. В ее обострении Ющенко винит Москву: «Есть в России некоторые политические силы, которые желают сохранить на Украине старый политический порядок».
Между тем в самой Украине, где Виктор Ющенко практически растерял свой рейтинг, многие считают, что именно президент добивается отхода власти на старые позиции. По этому поводу Сергей Толстов заметил «НГ»: «Принципиально Ющенко не сказал ничего нового. Он ориентирован на скорейшее вступление страны в НАТО и говорил об этом много и часто. Изменился контекст интерпретации. Он как бы не замечает вывода, который последовал после саммита «большой восьмерки», о том, что холодной войны между Западом и Россией не будет. А исход кризиса на Украине он связывает с категорической поддержкой Запада именно его. Сам кризис он пытается преподнести как результат борьбы за Украину России и Запада с выгодой для себя. Помимо того, что Ющенко тогда предстает в образе проводника идеи интеграции украинского государства в альянс, президент, видимо, рассчитывает, что Запад санкционирует какую-то форму его диктатуры. Ющенко, демонстрируя дистанцированность от Москвы, надеется, что Запад закроет глаза на его неконституционные действия, касающиеся изменений в Конституции, которых он добивается. Фактически Ющенко хочет при поддержке извне вернуть стране Конституцию Кучмы, а себе – абсолютные полномочия».
Что касается курса интеграции в НАТО, то он по-прежнему не популярен в украинском обществе. Этот факт отметил на проходящем в эти дни в Киеве международном форуме «Евроатлантическое будущее Украины» советник украинского премьера, экс-министр иностранных дел Константин Грищенко, известный, кстати, прозападностью. Выступая на форуме, он заявил: «Внешняя политика любого государства является отображением внутренней политики. Потому здесь (в вопросе интеграции в НАТО. – «НГ») надо отталкиваться от широкой поддержки общества, которой у нас нет». По словам бывшего соратника Ющенко, «есть более важные вопросы, которые надо решать и которые посредством выборов не решаются». Грищенко считает: «Важным является вопрос эффективности выполнения программ, которые у нас есть в рамках сотрудничества с НАТО, а не определение даты вступления. В этом плане с точки зрения соответствия стандартам полноценного членства украинская внешняя политика была неуспешной».