В непризнанной Нагорно-Карабахской республике тепло и спокойно. Спокойно так, как может быть в условиях прекращения огня. К такому режиму люди уже привыкли, в таком режиме выросло целое поколение. Спокойно в той степени, в какой может быть, когда вокруг бушуют страсти, – близится встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, на которой, по намекам посредников Минской группы ОБСЕ и заявлениям официального Баку, должен быть подписан ряд важных соглашений.
На первый взгляд людей все это не волнует. Их больше беспокоит, не повторится ли прошлогодняя история, когда из-за засухи в Степанакерте ощущался дефицит воды. Впрочем, они надеются, что власти извлекли уроки и немилость природы встретят подобающе. Вторая актуальная тема – президентские выборы в непризнанной республике, которые должны состояться через полтора месяца. Показная индифферентность вызвана уверенностью в том, что первые лица Армении – президент Роберт Кочарян и премьер-министр Серж Саркисян – сами карабахцы, были в войне на первых ролях, а потому интересов родного края не сдадут. С другой стороны – в Степанакерте вполне серьезно говорят о том, что сам Нагорный Карабах (НК) исключен из переговорного процесса, а потому в Санкт-Петербурге могут подписывать что угодно, «а мы за это не отвечаем».
Однако на пресс-конференции после встречи во вторник в Ереване с действующим председателем ОБСЕ Мигелем Анхелем Моратиносом нагорнокарабахский президент Аркадий Гукасян заявил, что нынешний формат переговоров деструктивен, и напомнил, что в 1994 году в ходе саммита ОБСЕ в Будапеште при участии Азербайджана было принято решение об участии Карабаха в переговорном процессе, а посредникам было поручено организовать переговоры в трехстороннем формате.
«Именно фактор неучастия избранных представителей властей НК в переговорах наряду с отсутствием политической воли лидеров Армении и Азербайджана и неготовностью ни армянского, ни азербайджанского обществ к компромиссам является причиной неэффективности процесса урегулирования», – заявил «НГ» руководитель ереванского Центра регионального сотрудничества Степан Григорян. По его словам, при любых схемах практической регуляции конфликта (освобождение прилегающих к Карабаху территорий, как предлагают посредники, ввод в регион миротворцев, возвращение азербайджанских беженцев) в них будут вовлечены сами карабахцы – непосредственные участники конфликта. «Так что участие Степанакерта в переговорах необходимо. Понятно, что это противоречит интересам Баку, трактующего положение как территориальный конфликт между Арменией и Азербайджаном, понятна и неправильная позиция посредников, считающих, что меньшему количеству участников переговоров легче договориться, но непонятно, почему Ереван согласен с нынешним двусторонним форматом», – сказал Григорян «НГ».
Естественно, на претензии Степанакерта у Баку, указывающего на безрезультатность переговоров, когда в них еще участвовала бывшая автономия, свой ответ. В частности, известный политолог Расим Мусабеков заявил «НГ»: «Предложение Гукасяна нереально. Оно означает отказаться от всего, что есть, и начать все заново. Естественно, когда переговоры вышли на финишную прямую, этого никто делать не будет». Под «финишной прямой» политолог призвал понимать не подписание договоренностей – на это шансов мало, а только конец очередного этапа процесса урегулирования. «Если в Санкт-Петербурге стороны не достигнут соглашений, то это чревато очередным витком региональной гонки вооружений, а то и всплеском насильственных действий», – сказал Мусабеков «НГ».
Президент Степанакертского пресс-клуба, депутат местного парламента Гегам Багдасарян считает, что Аркадий Гукасян должен был раньше требовать изменения переговорного формата. «Речь идет о Карабахе, о нашем будущем, а мы даже толком не знаем, какие именно предложения лежат на столе переговоров. Мы должны догадываться, врал ли Мэтью Брайза, когда говорил об освобождении территорий и миротворцах?!» – заявил Багдасарян «НГ». По его словам, нелогично обязывать карабахцев выполнять принятые без их участия и мнения решения, да еще на фоне информационной войны, которую ведет Баку. «О каком мире может идти речь, когда нам то и дело угрожают войной? Мы давно говорили о необходимости участия наших представителей в переговорах при четком разграничении в этом процессе прав и обязанностей двух армянских государств», – сказал Багдасарян «НГ». По его мнению, если Баку и Ереван заинтересованы в прогрессе процесса урегулирования, то должны быть заинтересованы и в участии Нагорного Карабаха в переговорах.
Рядовых жителей Карабаха о возможной сдаче каких-то территорий, как настаивают на нынешнем этапе урегулирования посредники, лучше и не спрашивать. «Это для них какие-то прилегающие территории, а для нас – зона безопасности. Посредники приедут-уедут, нам здесь жить», – говорят они, а всякие рассуждения о полезности такой акции в деле установления мира сравнивают с утешением палача, убеждающего приговоренного к смерти, что голову он ему будет рубить для его же собственной пользы.