Москва не оставляет попыток убедить Грузию отказаться от требований, мешающих России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). С этой целью в Тбилиси 30–31 мая находилась российская делегация во главе с директором департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максимом Медведковым. Уже на месте российскую сторону на переговорах с замминистра экономического развития Грузии Тамарой Ковзиридзе усилил посол РФ в Тбилиси Вячеслав Коваленко.
Проблема, как ранее уже писала «НГ», заключается в том, что Тбилиси в качестве главного условия завершения процедуры двусторонних согласований (без этого Россию в эту международную организацию не примут) требует от Москвы «навести порядок» на двух таможенно-пропускных пунктах (ТПП) на межгосударственной границе – на «Псоу» в Абхазии и у Рокского тоннеля в Южной Осетии. Сейчас эти два ТПП контролируют структуры непризнанных республик и российская таможня. Такой режим движения товарных потоков через свою государственную границу грузинская сторона считает нелегитимным, а значит, и неприемлемым.
Настаивая на своем, в Тбилиси ссылаются на грузино-российское соглашение от 28 мая 2004 года, по которому Москва обязалась снять эту проблему. Именно с учетом этого три года назад, как заявляют сейчас в Тбилиси, Грузия и подписала протокол о завершении двусторонних переговоров по вступлению России в ВТО. Однако летом прошлого года, не дождавшись от России никакого движения на этом направлении, грузинская сторона отозвала свою подпись и потребовала возобновления консультаций. В Москве же, как пояснил перед началом вчерашнего раунда переговоров Максим Медведков, исходят из того, что подобные требования Грузии являются «политическим вопросом», который «не имеет ничего общего с переговорами о вступлении России в ВТО».
Но, судя по всему, для грузинской стороны это – не аргумент. Во всяком случае, накануне тбилисского раунда переговоров глава грузинского правительства Зураб Ногаидели заявил: «Правительство Грузии не собирается менять свою позицию по этому вопросу». Такую же жесткость обозначил и министр экономического развития Грузии Георгий Арвеладзе.
На позицию Тбилиси никак не повлияло и то, что буквально накануне посольство РФ после восьмимесячного перерыва возобновило, пусть и частично, выдачу российских виз гражданам Грузии. Как сказали вчера «НГ» в грузинском МИДе, в Тбилиси такое решение Москвы, конечно же, приветствуют, однако «не видят оснований увязывать эти два вопроса».
Одним из «цивилизованных» вариантов решения проблемы в Тбилиси считают организацию на абхазском и югоосетинском таможенных пунктах некоего совместного контроля – с участием грузинских представителей. Только ведь сделать это при отсутствии даже малейших намеков на какие-то контакты между Тбилиси, с одной стороны, и Сухуми и Цхинвали – с другой – на фоне продолжающегося кризиса в отношениях с Россией просто нереально.
Об этом, кстати, уже сейчас заявляют власти Абхазии и Южной Осетии. Как сказал «НГ» вчера по телефону из Сухуми глава абхазского правительства Александр Анкваб, «никаких грузинских таможенников на территории Абхазии не будет». «Если же в Тбилиси имеют в виду участие в таможенном оформлении грузов с российской стороны границы, это другое дело – пусть договариваются с Москвой. Мы в услугах грузинских таможенников не нуждаемся», – сказал «НГ» Александр Анкваб.
Не намерены ничего менять на своей таможне и власти Южной Осетии. И получается, что проблема членства России в ВТО зависла, и похоже – надолго. Поначалу казавшийся пустячным «грузинский барьер» для россиян на деле стал серьезным препятствием.
На момент подписания номера в печать переговоры в Минэкономразвития Грузии продолжались. Дежурившие здесь с утра журналисты так и не дождались обещанного на середину дня выхода к прессе: руководители делегаций и посол Коваленко уехали на обед без комментариев.
Тбилиси