Нурсултан Назарбаев убедил Гурбангулы Бердымухаммедова в полезности интеграции.
Фото Reuters
Казахстан не оставляет политических амбиций относительно создания Центрально-Азиатского союза с лидерством в этой структуре. Новым его союзником, похоже, становится Туркмения.
Во вторник на встрече в Астане президенты Туркмении и Казахстана Гурбангулы Бердымухаммедов и Нурсултан Назарбаев подписали соглашение о сотрудничестве до 2020 года. Как считают эксперты, документ стал первым шагом к развитию экономического сотрудничества между двумя странами. Ожидается, что в ближайшем будущем туркменский президент поддержит идею создания Центрально-Азиатского экономического союза (ЦАЭС) практическими действиями.
Казахстан стал третьей страной, куда с официальным визитом прибыл Бердымухаммедов. Первые два визита он совершил в Эр-Рияд и Москву. На очереди – Азербайджан, Турция и Италия. За последовательностью зарубежных поездок туркменского лидера четко прослеживаются внешнеполитические приоритеты правительственного курса страны.
«Мы высоко оцениваем итоги состоявшихся переговоров и достигнутые в их ходе соглашения. Убежден, что наши отношения могут стать серьезным фактором стабильности в регионе», – заявил на встрече с журналистами президент Назарбаев. Он также сообщил, что Казахстан становится инвестором ряда энергетических туркменских проектов и транзитной страной для экспорта туркменского газа.
В свою очередь, Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что соглашение по строительству Прикаспийского газопровода, вероятно, будет подписано уже в сентябре текущего года. «Другим инвестором может стать Италия», – проинформировал Назарбаева туркменский президент – на днях в Ашхабаде побывал заместитель министра иностранных дел Италии сенатор Джанни Вернетти, который сообщил о намерении крупных итальянских компаний сотрудничать в туркменском топливно-энергетическом секторе, в частности участвовать в строительстве Прикаспийского газопровода, применяя богатый опыт и передовые технологии. При этом Бердымухаммедов дипломатично обошел вопрос газовых запасов своей страны, а потому, как отметили эксперты, говорить о мощности прикаспийской трубы пока рано.
С большим оптимизмом они комментируют другую сторону визита туркменского лидера – политическая подоплека дает основания говорить о реализации давних амбиций Казахстана относительно лидерства в Центральной Азии. Идея Нурсултана Назарбаева пятнадцатилетней давности о создании ЦАЭС сегодня находит применение в трансформированном виде.
Первым откликнулся на этот призыв президент Киргизии Курманбек Бакиев. Киргизия сейчас переживает не лучшие времена и нуждается в поддержке со стороны сильного северного соседа. Если к этому дуэту присоединится Ашхабад, то ЦАЭС начнет принимать реальные очертания – Таджикистан и Узбекистан, скептически относящиеся к альянсу, вполне могут изменить свое отношение в попытке извлечь собственные выгоды.
Кроме того, Ашхабад изъявил желание возобновить активную деятельность в рамках СНГ. Подчеркнув, что радикально изменять свое нынешнее ассоциированное членство в Содружестве Туркмения не намерена, Бердымухаммедов сообщил: в заседаниях СНГ представители страны будут участвовать. Думается, к этой метаморфозе причастен Назарбаев.
Алма-Ата