Вчера виза президента Казахстана Нурсултана Назарбаева документально скрепила озвученные ранее конституционные поправки. Эксперты отмечают, что с каждым новым шагом страна примеряет на себя западные шаблоны развития.
Представители западного истеблишмента подобную тенденцию оценивают положительно. По словам посла США в Казахстане Джона Ордвея, на Западе в последние несколько месяцев ждали от лидера Центральной Азии подобных законодательных изменений: «Общий комплект поправок, вносимых в Конституцию, направлен на демократизацию Казахстана, и эти поправки носят положительный характер». При этом Ордвей допустил оговорку: «По поводу ограничений срока президентства могу сказать: эта поправка принята в самый последний момент, она отвлекает внимание от в целом положительного впечатления от реформ». Последнее замечание особенно значимо в преддверии осеннего заседания стран – участниц ОБСЕ, на котором будет решаться судьба председательства Казахстана в этой организации.
После декларирования анонсированных Назарбаевым изменений вопросов возникло больше, чем было дано ответов. Оппозиция, в начале настроенная положительно, после отмены ограничения сроков президентства для Назарбаева вновь насторожилась. По мнению ее представителей, все политические пируэты последних дней являются подготовкой к очередным «фальсифицированным» выборам. По мнению сопредседателя оппозиционного демократического блока «Настоящий Ак-жол» Булата Абилова, казахстанское общество готово к реформам в отличие от власти, которой нечего предложить своим гражданам: «Процесс демократизации во всем мире одинаковый: начинать надо с азов – свобода слова и честные выборы. Все остальное – от лукавого». По словам Абилова, в Казахстане «адекватное общество, эрудированные люди, которые готовы пройти путь демократических стран». «Что же касается заверений политиков о том, что нам нужно для этого еще много времени, – это лишь отговорки. На примере Украины мы видим, что демократические реформы в странах постсоветского периода возможны. Все решаемо при условии, что власти хотят вести сколько-нибудь конструктивный диалог. У нас такого нет. Например, в парламенте нет ни одного представителя демократической оппозиции. Принятые поправки по 16 пунктам укрепили позиции действующего президента, и только по 2 пунктам были делегированы полномочия парламенту», – заявил «НГ» Булат Абилов.
Но ясно и то, что сегодня Казахстан сворачивает с азиатского пути развития, при этом механизмы регулирования всех демократических реформ остаются по-восточному жесткими. Постепенная демократизация политической системы страны, за которую власти взялись в последние годы, будет исполнена по аналогичному сценарию: демократические метаморфозы, жестко регламентируемые политической элитой. По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, казахстанский президент избрал свою собственную модель развития государственности, в которой в начальной фазе будет создаваться базис для демократии. «У Назарбаева на ближайшее время нет преемника, поэтому у власти он будет еще долгое время. Из всех авторитаристов в СНГ президент Казахстана самый мобильный. Другое дело, что долгое нахождение во власти противоречит демократическим представлениям», – отмечает эксперт.
Немецкий эксперт Александр Рар, согласившись в целом с такой оценкой, отметил «НГ»: «На голом месте парламентаризм не создать. Он не должен строиться только из конъюнктурных соображений, а может развиваться только при многопартийной системе. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма после своего ухода создал парламентскую систему, с тем чтобы власть не досталась одному человеку. Такими же соображениями, очевидно, руководствуется и Назарбаев в Казахстане».
Алма-Ата