Киргизские власти готовы обменять американскую базу «Ганси» на российскую.
Фото Reuters
Если российские пограничники возвратятся на киргизскую границу, это позволит Бишкеку не беспокоиться о своей безопасности, особенно на юге, заметила «НГ» глава департамента по миграции, член правительства Киргизии Айгуль Рыскулова. О такой возможности накануне заявил спикер киргизского парламента Марат Султанов. «Мы поставили вопрос о возвращении российских пограничников потому, что военный бюджет Киргизии, к сожалению, пока не позволяет в должной мере обеспечить военно-воздушную составляющую и прикрыть южные рубежи нашего государства, то есть и рубежи Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)», – сказал он.
По словам Султанова, соответствующее предложение он высказал на встрече с членами российского правительства и парламента во время недавней поездки в Москву. Однако, как сказала Айгуль Рыскулова, «у пограничной проблемы помимо военной составляющей есть и другая сторона – нелегальные миграционные потоки, которые идут в Киргизию. Российские пограничники могли бы помочь навести порядок в фиксировании лиц, пересекающих киргизскую границу. Соседний с нами Казахстан, например, ввел с этой целью миграционные карты, а у нас пока границы полностью прозрачны. Однако думаю, что возвращение на наши границы российских пограничников произойдет не сегодня, на это потребуется время».
Между тем эксперты в Бишкеке напрямую связывают инициативу киргизского спикера с переговорами, которые в Москве вела киргизская делегация по вопросу легализации в России трудовых мигрантов из Киргизии. По словам Рыскуловой, в этих переговорах также участвовал Султанов. Известно, что Бишкек готов для решения миграционной проблемы принять закон о двойном гражданстве: став обладателями российских паспортов, киргизы смогут и дальше зарабатывать на жизнь в российских регионах. Чтобы заручиться в этом поддержкой правительства РФ, киргизские власти демонстрируют готовность полностью уйти под российский военный зонтик.
С этой целью Султанов озвучил в Москве еще одно предложение – об увеличении штатного состава военной авиабазы РФ и ОДКБ в Канте (рядом с Бишкеком). «Если база в Канте увеличится, будет обеспечена безопасность нашего воздушного пространства, а также границ государства, тогда может быть поставлен вопрос о дальнейшей деятельности базы «Манас» (США), которая поддерживает силы антитеррористической коалиции в Афганистане», – отметил Султанов.
Источник «НГ» в Пограничной службе ФСБ РФ по этому поводу заметил, что «возвращение российских пограничников в Киргизию в настоящее время не только нереально (скажем, по финансовым и иным причинам), но в этом нет ни необходимости с военной точки зрения, ни политической целесообразности». «Российская Погранслужба, – пояснил он, – если возникнет такая необходимость, может лишь направить какое-то число советников для оказания помощи нашим киргизским коллегам. Но дело в том, в республике уже работает оперативная группа Погранслужбы ФСБ (численность ее, по данным «НГ», составляет несколько десятков человек).
Напомним, что российские «зеленые фуражки» были выведены из Киргизии в 1999 году. Причем тогда это было сделано довольно неожиданно для Бишкека. В отличие, скажем, от Грузии и Туркмении, которые буквально выдавливали российских стражей границы со своих территорий, киргизская сторона не инициировала этот процесс. Российское погранведомство сделало это само – с целью экономии финансовых средств. Тогда в Россию из Киргизии вернулось около 6–7 тыс. рубежных военнослужащих. «Если гипотетически представить, что россияне согласятся на возвращение, – говорит источник «НГ», – то на охрану границы протяженностью в 4503 км (Киргизия граничит с Казахстаном, Китаем и Таджикистаном) должно встать не меньшее (если не большее) число пограничников из России. Линия с Китаем считается более-менее обустроенной, чего не скажешь о других участках. Вряд ли ФСБ РФ, в состав которой входит Погранслужба, согласится вкладывать копеечку (и немалую) в обустройство хоть и союзнических, но довольно далеких рубежей». Кроме того, отмечает источник, в Киргизии дислоцируется солидный контингент Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. И вряд ли кому-то в Центрально-Азиатском регионе понравится «многотысячное расширение российского военного присутствия, полагаю, что даже в странах ОДКБ к этому отнесутся неоднозначно».