Логическим продолжением начавшегося диалога между Москвой и Ашхабадом могло бы стать вступление Туркмении в организацию Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Такое мнение высказал вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин по итогам XII Российского экономического форума, прошедшего в Екатеринбурге 18–19 мая. Он, в частности, считает, что во вступлении в эту организацию заинтересованы и сама Туркмения, и, более того, шесть действующих стран, входящих в организацию. «Я высказал предположение с определенной долей уверенности, что Туркмения войдет в семью ЕврАзЭС, – заявил он. – Что касается сроков, давайте посмотрим, понаблюдаем».
В самой Туркмении на этот счет пока хранят привычное молчание. Правда, ранее в одном из первых интервью русскоязычному журналу «Туркменистан» президент Гурбангулы Бердымухаммедов говорил о том, что не видит необходимости менять политику в отношении к различным интеграционным процессам и организациям, которые существуют на постсоветстком пространстве и не только. По его словам, позиция позитивного нейтралитета является для Туркмении по своей важности первоочередной. Более того, глава государства отметил, что не видит необходимости повышения уровня присутствия Туркмении в СНГ. Однако ситуация может измениться уже в ближайшее время. А именно – на встрече Бердымухаммедова с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который, как известно, является активным сторонником интеграционных процессов. И против его аргументов вряд ли можно устоять.
Не исключают подобного поворота во внешней политике Туркмении и эксперты. «Судя по последним событиям, происходящим в республике, я бы возможности вступления Туркмении в ЕврАзЭС полностью не исключал», – заявил «НГ» завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. «Президент Гурбангулы Бердымухаммедов демонстрирует самостоятельный и нестандартный стиль поведения с учетом неожиданной для большинства экспертов глубины договоренностей, которые были достигнуты по Прикаспийскому трубопроводу. И вполне вероятно, что Бердымухаммедов сочтет для себя возможным и выгодным участие в ЕврАзЭС», – отметил эксперт. По мнению Грозина, Туркмения может пересмотреть свой статус, особенно с позиции подписанных в городе Туркменбаши экономических проектов. «Причем речь идет не только о трубопроводе, хотя это центральная на сегодняшний момент экономическая новация этой встречи. В рамках всего экономического содержания, которое было оговорено, Туркмения может счесть для себя необходимым и выгодным участие в ЕврАзЭС. Пусть даже не полномасштабное, а на неком особом уровне. Это будет очень по-туркменски, как и статус пребывания Туркмении в СНГ. Как один из вариантов: для Туркмении могут создать особую нишу с учетом ее потенциала и особой значимости для России и ближайших соседей», – сказал Андрей Грозин. По его мнению, многое может проясниться во время окончательного согласования документов по техническому наполнению договоренностей в сентябре.
Что же касается организации Евразийского экономического сообщества, то, как отметил «НГ» советник генерального секретаря ЕврАзЭС Владимир Никаноров: «Мы – открытая организация. И если какая, либо страна примет решение стать наблюдателем и более того членом ЕврАзЭС, милости просим. Порядок вступления определен. Подается заявка, которая рассматривается, и если нет противопоказаний, то страну принимают. Как, например, Узбекистан, с января 2006 года являющийся полноправным членом организации. Если Туркмения примет решение о вступлении, то гораздо продуктивнее можно было бы решать многие экономические вопросы, в том числе касающиеся водно-энергетического урегулирования в Центральной Азии».