Москве не удается вывести Тбилиси и Цхинвали на возобновление прерванного еще зимой диалога. Усилия, которые предпринимает находящийся на этой неделе в Грузии посол по особым поручениям МИД РФ, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) по грузино-осетинскому урегулированию Юрий Попов, пока не дают результата: грузинская и южноосетинская стороны очень уж по-разному видят причины майского обострения ситуации в зоне конфликта.
Отношения между Тбилиси и Цхинвали в очередной раз испортились сразу после того, как президент Грузии Михаил Саакашвили 10 мая подписал указ о создании Временной администрации Южной Осетии на базе работающего в селе Курта альтернативного правительства Дмитрия Санакоева. В ответ на это президент самопровозглашенной республики Эдуард Кокойты в конце прошлой недели распорядился блокировать движение по автомобильным дорогам вокруг грузинских сел региона. Свободный доступ в Цхинвали оставили только для тех, у кого есть российские или местные южноосетинские паспорта. Эта блокада, пообещал Кокойты, будет действовать до тех пор, пока грузинская сторона не упразднит альтернативное руководство Южной Осетии во главе с Дмитрием Санакоевым. «Принятые меры по перекрытию дорог будут действовать до тех пор, пока с территории населенных пунктов, временно оккупированных грузинскими силовыми структурами, не будут выведены все вооруженные формирования и та группа марионеток, которые называют себя «временной административной единицей», – заявляет Кокойты. При этом своего оппонента Дмитрия Санакоева цхинвальский лидер предпочитает называть не иначе, как «председателем куртинского колхоза».
Не спешат налаживать контакты с прогрузинскими параллельными властями Южной Осетии и в Москве. Во всяком случае, в программе нынешней поездки в зону конфликта представителя МИД РФ Юрия Попова встреча с Дмитрием Санакоевым не значится. Как заявил российский сопредседатель СКК, он «пока не готов к таким контактам». «Санакоев является представителем грузинских властей, а потому не воспринимается нами как сторона в конфликте», – сказал Юрий Попов журналистам по окончании тбилисского раунда переговоров. Со своей стороны, грузинский госминистр по урегулированию конфликтов Мераб Антадзе считает отказ Попова от переговоров с главой временной администрации Южной Осетии ошибочным решением. По его словам, в Москве должны понять, что «Санакоев является не только руководителем новой структуры, он еще возглавляет в Южной Осетии серьезную политическую силу». «Отказ российской стороны от встречи с Санакоевым лишний раз говорит о странном отношении Москвы к этому конфликту», – считает госминистр Антадзе. Попутно он потребовал от российской стороны пресечь поставки в Цхинвали оружия и боеприпасов. По словам Антадзе, для грузинской стороны неприемлемы как нынешняя позиция России в зоне конфликта, так и угрозы цхинвальских властей, готовых силой вернуть контроль над грузинскими селами региона. Если российская сторона не будет выполнять все те функции, которые возложены на нее как на посредника в урегулировании, подчеркнул госминистр, грузинские власти на международном уровне «со всей остротой» поставят вопрос о дальнейшем пребывании российских миротворцев в Южной Осетии.
Не просто идут переговоры Юрия Попова и в Цхинвали. По окончании состоявшейся вечером в среду шестичасовой встречи с президентом Эдуардом Кокойты и сопредседателями СКК Борисом Чочиевым (Южная Осетия) и Муратом Тхостовым (Северная Осетия) посол МИД РФ признал, что пока «остается открытым» даже вопрос о разблокировании дорог в зоне конфликта.
Тбилиси