Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур начала свое центральноазиатское турне с Киргизии. И сразу договорилась с президентмом Курманбеком Бакиевым об открытии регионального офиса Верховного комиссара ООН.
Впрочем, открытие офиса значилось в планах ооновского комиссара. По ее мнению, в Бишкеке власти наиболее либерально относятся к правозащитной деятельности. Киргизские правозащитники заранее подготовили Верховному комиссару ООН свои вопросы. Но если кто-то думает, что это жалобы на недавний силовой разгон митинга оппозиции, то он глубоко ошибается.
«Мы не настолько наивны, чтобы задавать Луизе Арбур подобные вопросы, – сказала в разговоре с корреспондентом «НГ» директор киргизского бюро по правам человека и законности Наталья Аблова. – В нашей стране имеются структуры, в которые мы можем обратиться с жалобой на неправомерные действия властей». Главное, что сейчас волнует киргизских защитников прав человека, – это внутренняя реформа правозащитных органов самой ООН.
Примечательно, что Луиза Арбур не посетит Узбекистан. Поначалу эта страна значилась в плане поездки высокопоставленного ооновского чиновника. Однако, как сказал «НГ» руководитель Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик, из Ташкента Верховному комиссару пришло сообщение, что «эта поездка не вписывается в календарь» официальных мероприятий. И ознакомительное турне по Центральной Азии занимающей свой пост почти три года Луизы Арбур обойдется без Узбекистана.
Сотрудник отделения управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Москве Рашид Алуаш сообщил «НГ», что помимо встреч с президентами госпожа Арбур будет общаться в Центральной Азии и с высокопоставленными членами правительства, а также с представителями национальных институтов, специализирующихся в области прав человека, омбутсменами (если таковые имеются), зарубежными дипломатами и, конечно же, представителями НПО.
Учитывая непростую ситуацию с правами человека в некоторых государствах региона, не исключено, что во время своего продолжительного турне кое-где госпоже Арбур все-таки придется заниматься не только протокольными мероприятиями, но и принимать петиции собственно правозащитного характера. Такая уж у нее работа.