Президент Грузии Михаил Саакашвили вчера перед вылетом с визитом в Лондон созвал внеочередное заседание Совета национальной безопасности страны, на котором обнародовал свой план урегулирования в Южной Осетии. Как следует из заявления Саакашвили, с 1 мая нынешнего года территория непризнанной республики становится временной административно-территориальной единицей в составе Грузии. «Пришло время конкретных действий и конкретных шагов, издания конкретных правовых актов, в том числе и в плане формирования временной администрации этого региона, создания условий для окончательного урегулирования конфликта», – заявил президент Саакашвили.
Согласно этому плану, состоящему из пяти пунктов, Тбилиси фактически восстанавливает Юго-Осетинскую автономную область в границах, в которых она существовала в советское время. Руководство воссоздаваемой автономией поручается временной администрации, в состав которой Михаил Саакашвили предложил войти всем действующим в регионе политическим силам, включая и те, которые в 1989–1992 годах с оружием в руках боролись против центральной власти Грузии. Именно эта временная администрация должна, по словам Саакашвили, вместе с центральной властью обеспечить восстановление региона и определить окончательный статус региона.
Согласно плану Южная Осетия получает квоту на уровне наделенных особыми полномочиями заместителей министров в центральных органах власти Грузии – в МВД, в министерствах финансов, экономического развития, образования и науки, здравоохранения и соцзащиты, культуры, юстиции, сельского хозяйства, охраны окружающей среды. «В будущем мы готовы расширить представительство этой новой территориальной единицы в центральных органах власти», – сказал президент Грузии. Новому руководству Южной Осетии обещан «чрезвычайный финансовый пакет», средства которого пойдут на полную реабилитацию и развитие региона.
Объясняя свое решение, президент Саакашвили заявил: «Все должны понимать, что общественность, представители всех этнических групп региона уже устали от растянувшихся на долгие годы, но по сути бесцельных и бессмысленных переговоров, от имитации реальных переговоров». Причем, по словам Саакашвили, в переговорном процессе практически не представлено местное население. «Зато в этом процессе представлены другие государства, различные военные структуры – в основном иностранных государств», – отметил он. С созданием временной администрации Южной Осетии, сказал Михаил Саакашвили, все поменяется, прежде всего – «навязанные извне схемы». В то же время, подчеркнул он, Тбилиси «готов вести переговоры по урегулированию этого конфликта в любом формате и с любыми силами, в том числе и с представителями России». Главное состоит в том, что «создается возможность вернуть право голоса местной общественности, тем, кто хочет мира и хочет вывести ситуацию в регионе из тупика». «Нынешний статус-кво мы не намерены сохранять вечно, мы хотим действительно выйти из тупика, в котором все мы оказались из-за растянувшегося на годы так называемого мирного процесса. Сейчас мы действительно намерены решить этот вопрос в интересах всего населения региона. И мы исходим из того, что терпение живущих там людей не безгранично», – заявил президент Грузии.
Между тем ясно, что принятое в Тбилиси решение встретит жесткое сопротивление де-факто властей Южной Осетии. Об этом, в частности, шел разговор на прошедшей в конце прошлой недели встрече в Цхинвали лидеров двух бывших грузинских автономий – Эдуарда Кокойты и Сергея Багапша. Как сообщили «НГ» в Комитете по печати и информации Южной Осетии, в совместном заявлении президентов непризнанных республик выражено «негативное отношение к созданию так называемых правительств в изгнании, которые Грузия создает на территории Южной Осетии и Абхазии».
Тбилиси