В Москве сегодня ожидается приезд президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова. Двухдневный рабочий визит, в ходе которого будут обсуждаться вопросы двухстороннего сотрудничества в целом и в энергетике в частности, состоится по приглашению президента России Владимира Путина. Попутно предстоит выяснить отношение Ашхабада к членству в ШОС, ЕврАзЭС. Но главное, конечно, – энергетическая сфера.
Наличие гигантских месторождений газа, даже если их объемы завышаются туркменским руководством, делает эту страну ключевой в затеянных США проектах по обеспечению Европы энергоносителями в обход России. Вашингтон не раз заявлял, что будет воздействовать на Ашхабад, чтобы тот отказался от энергетического сотрудничества с Россией. Для этого он готов не то чтобы «забыть» о насаждаемых им демократических ценностях, но даже представить Туркмению едва ли не образцовым в этом плане государством. Так, на днях помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Меттью Брайза не пожалел комплиментов, описывая, насколько эта страна изменилась и продолжает стремительно меняться с каждым днем, и призвал Запад «открыть новую страницу в истории отношений с Ашхабадом». Но, похоже, такого «пряника» для того, чтобы Туркмения интенсифицировала энергетическое сотрудничество с Азербайджаном (а именно к этому сводятся американские проекты), – мало. «Кнут» же в виде попахивающих шантажом прогнозов ряда официальных лиц Вашингтона о возможной активизации движения «Талибан» в афгано-туркменском приграничье способен вызвать у Ашхабада «аллергию» к идеям по ослаблению энергозависимости Европы от России. И дело идет к этому.
Занимающий по созданию Транскаспийского энергетического коридора выжидательную позицию Ашхабад выслушивает предложения. Он связан договором с «Газпромом», согласно которому должен поставить российскому концерну около 40 млрд. кубометров газа ежегодно до 2009 года. И договор этот, как заверил новый президент, будет выполняться. Так же, как и все другие международные соглашения, заключенные его предшественником. При этом глава Туркмении говорит о колоссальных запасах «голубого топлива», что расценивается как приглашение новых «игроков». Однако и здесь Бердымухаммедов предпочитает иметь дело со знакомыми партнерами. В частности, на днях он предложил руководству Акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система» участвовать в разработке углеводородных ресурсов на шельфе Каспийского моря и поручил своим министрам разработать соответствующие предложения.
Ашхабад также дает понять, что готов к обсуждению вопросов, связанных со статусом Каспия. Неделю назад президент подписал постановление о создании Межведомственной комиссии по Каспийскому морю. Аналогичную комиссию в свое время создал Сапармурат Ниязов, и, хотя она никакими достижениями не отметилась, приказа о ее ликвидации не было. Таким образом, нынешнее постановление призвано засвидетельствовать практическую готовность к работе над пятисторонней Конвенцией по Каспию. И наличествуют признаки того, что позиция Ашхабада может устроить Москву. Во всяком случае, газета «Нейтральный Туркменистан», анонсируя визит лидера, опубликовала отчет с заседания кабинета министров, на котором Бердымухаммедов подчеркнул, что, «исходя из установившегося курса на стратегическое сотрудничество с Россией, Туркменистан намерен и впредь осуществлять этот курс в интересах народов двух стран, в целях дальнейшего укрепления дружественного диалога с одним из своих надежных долгосрочных партнеров».
Вряд ли это тот случай, когда слова разойдутся с делом, – в длинном списке приглашений, полученных после избрания президентом, Гурбангулы Бердымухаммедов первое место отвел Москве, не считая визита с религиозным оттенком в Саудовскую Аравию, который состоялся на минувшей неделе. А приблизительно через месяц Ашхабад с ответным визитом посетит Владимир Путин. Тогда-то, по всей видимости, и будет поставлена точка в эпопее с Транскаспийским энергетическим коридором.