Президент Армении Роберт Кочарян завершил трехдневный официальный визит в Египет, в ходе которого встретился с президентом Хосни Мубараком, премьер-министром Ахмадом Назифом, спикером парламента Фатхом Суруром, генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) Амром Мусой. В рамках визита был проведен совместный бизнес-форум, по итогам которого стороны подписали договор о свободной торговле и соглашения в банковской сфере, чему Кочарян придал высокое значение. «Уровень армяно-египетских экономических отношений должен соответствовать высокому уровню двустороннего политического сотрудничества», – заявил глава армянского государства и добавил ребусно-дипломатический пассаж о том, что экономики Армении и Египта не мешают, а взаимодополняют друг друга.
Более внятно звучали заявления Роберта Кочаряна на встрече с послами Лиги арабских государств в Каире. Во-первых, он подчеркнул, что Армения всегда защищает позицию арабских государств во всех международных структурах. Во-вторых, армянский лидер выразил острое несогласие с политикой США на Ближнем Востоке. «Иракская проблема должна быть решена путем постепенного сокращения иностранного военного присутствия в этой стране, налаживанием диалога между этническими группами внутри страны, а также путем вовлечения заинтересованных стран в процесс мирного урегулирования ситуации в этой стране», – заявил Кочарян и сообщил, что война в Ираке принесла страдания и армянской общине этого государства. По словам президента, ситуация показывает, что надежды Запада не оправдались, к такой сложной стране, как Ирак, нельзя было применять простые действия. Кочарян при этом подчеркнул, что Армения в военных операциях против Багдада не участвовала, а нынешняя миссия страны в Ираке гуманитарного характера – там находятся военные врачи и водители.
Министр иностранных дел Вардан Осканян перед выездом в Белград на переговоры по карабахскому вопросу назвал визит президента в Египет крайне важным как в политическом, так и в экономическом плане: «Армения – одна из немногих стран неарабского мира, которая подписала меморандум о взаимопонимании с ЛАГ».
Роберт Кочарян своими заявлениями вряд ли обрадовал Вашингтон, который, на сторонний взгляд, находится в некоторой растерянности, не зная, что делать со все более расширяющейся трещиной в отношениях с Ереваном. С одной стороны – раздражающая непокладистость Армении по вопросам отношений с Азербайджаном, Турцией, а с другой – мощь армянского лобби в Америке, например, решающим образом повлиявшего на блокирование кандидатуры Ричарда Хогланда на должность посла в Армении после выраженных им сомнений в отношении геноцида армян в Османской империи. Пока за океаном выбрали легкую форму опосредствованного давления: экономического – в виде отказа от импорта армянских минеральных вод якобы по причине несоответствия местным стандартам; политического – в виде пространных рекомендаций обеспечить 12 мая демократические выборы в парламент с вплетенным в них предупреждением о возможном свертывании программ гуманитарной помощи.
Жестко на минувшей неделе выступил помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид. На встрече с иностранными журналистами в Вашингтоне, по сообщению радиостанции «Свобода», он заявил: «США желают видеть улучшение в проведении парламентских выборов, причем ожидают не улучшения, а существенного прогресса». Дальше – больше. «Учитывая силы диаспоры и связи с Западом, Армения должна была быть впереди Грузии, должна была быть передовой, процветающей страной. Но разве она соответствует демократическим реформам?» – задался вопросом Фрид.
Неоднозначные намеки США на приближающиеся выборы в Ереване восприняли достаточно остро, памятуя, что цветные революции в соседней Грузии или на Украине начались сразу после выборов. Участник проходящей в армянской столице международной конференции «Роль выборов в процессах демократизации» американский эксперт по вопросам политического, военного и экономического развития стран бывшего СССР Ричард Киракосян считает, что Вашингтон не будет экспортировать демократию в Армению, так как делает ставку на стабильное развитие страны. «Армения взяла путь на эволюционные, а не революционные процессы, и майские выборы в парламент станут важным тестом на демократию. Госдепартамент изменил политику и не ожидает идеальных выборов, являющихся одним из элементов демократии, но рассчитывает на прогресс и развитие на пути демократизации Армении. Армения же в отличие от Украины и Киргизии предложила хороший вариант стабильности, основанный на институциональном развитии», – сказал Киракосян.