На днях завершился пятидневный визит очередного европейского коммивояжера, нынешнего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Испании Мигеля Анхеля Моратиноса в Центральную Азию. В ходе поездки он посетил все пять стран – членов СНГ в этом регионе. Господин Моратинос был очень активен и максимально дружелюбен. Во всяком случае, излюбленная тема европейцев, она же больная мозоль среднеазиатских лидеров – права человека, демократия и свобода СМИ – если и поднималась им в ходе этой поездки, то максимально корректно.
Больше того, после встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым председатель ОБСЕ заявил, что уже в мае ЕС, возможно, отменит введенные против Узбекистана после андижанских событий санкции. Впрочем, это никоим образом не связано с успехами развития узбекской демократии, которая остается на прежнем уровне. Например, до сих пор находится в тюрьме правозащитница Умида Ниязова, которой грозит до 10 лет лишения свободы. На принудительном лечении в психиатрической больнице с сентября 2006 года находится племянник президента Узбекистана журналист Джамшид Каримов. Мало того, буквально через три дня после теплой беседы с Моратиносом президент Узбекистана, видимо, настолько вдохновился перспективами сотрудничества с ОБСЕ, что запретил деятельность международной правозащитной организации Human Rights Watch в своей стране.
И тем не менее, судя по оптимизму председателя ОБСЕ, санкции против Узбекистана ЕС действительно может отменить. Одной из причин подобного шага, по мнению аналитика Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, может стать тот факт, что сами по себе эти санкции оказались малоэффективными.
Если где глава ОБСЕ и совершил демарш, так это в самой демократичной стране региона – Киргизии. Здесь помимо президента Курманбека Бакиева, пообещавшего Моратиносу открыть киргизский рынок для испанских инвестиций, последний неожиданно встретился и с лидером непримиримой оппозиции, проводящей в эти дни бессрочные акции протеста, Феликсом Куловым. И, естественно, был обвинен местными властями во вмешательстве во внутренние дела страны.
В Туркмении, во время встречи с ее президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым, глава ОБСЕ также пообещал углубление сотрудничества «в области политики, экономики и безопасности окружающей среды» и одобрительно отозвался о приглашении группы экспертов ОБСЕ, наблюдавших за президентскими выборами 11 февраля. Как будто их характер после этого сколько-нибудь изменился. В ходе визита в Таджикистан он поставил «отлично» руководству этой республики за сотрудничество с Центром ОБСЕ в Душанбе.
В Казахстане же после встречи с президентом Нурсултаном Назарбаевым председатель ОБСЕ заявил, что отношения Испании и Казахстана не просто хороши, но «очень интенсивны, прекрасны и положительны». Кстати, в Казахстане Моратинос встретился не только с президентом и министром иностранных дел, но и с министром обороны Даниалом Ахметовым.
Как представляется, последний факт особенно важен для понимания целей этого вояжа председателя ОБСЕ. Практически везде, даже в нейтральной Туркмении, Моратинос поднимал вопросы расширения военного сотрудничества его организации со странами региона. Очевидно, что европейцы решили не отставать от США в борьбе за влияние на Центрально-Азиатский регион. Совсем недавно сюда приезжала «тройка» ЕС. И вот теперь – председатель ОБСЕ. В промежутке между этими двумя визитами регион, правда, посетил и глава российского МИДа Сергей Лавров. В интенсивности обработки пятерки среднеазиатских стран Россия явно отстает. А что касается эффективности – покажет время.