Александр Мороз выбирает закон.
Фото Reuters
Председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз – ключевая фигура в системе украинской власти. В то время как главные политические игроки уже пытаются договориться о досрочных выборах, он остается их принципиальным противником. Почему, он объяснил на страницах «НГ».
– В России внимательно следят за внутриполитической ситуацией на Украине. Как долго продлится противостояние между ветвями власти, и не приведет ли оно к пересмотру политической реформы?
– Вы задали вопрос абсолютно точно. Речь идет о противостоянии ветвей власти и ни о чем ином. В данном случае улица – лишь аргумент в пользу одной и другой стороны, хотя сами участники уличных акций достаточно индифферентны, и это необходимо осознавать.
Противостояние продлится до тех пор, пока стороны не убедятся в необходимости руководствоваться чем-то неизменным, от чего можно отталкиваться. Такой константой является Конституция. До тех пор, пока мы не войдем в правовое русло, интриги и противостояние будут продолжаться.
Необходимо отметить, что за пределы Конституции вышел президент Украины Виктор Ющенко. В этом причина обострения противостояния. Можно анализировать источники такого поведения президента, но суть сводится к тому, что он вышел за пределы конституционного поля. Вследствие этого под угрозой оказалась и политическая реформа, хотя чем дальше, тем больше людей осознают ее необходимость, неизбежность и безальтернативность. Но поскольку перспектива для Украины есть только при условии реализации политреформы, убежден, что мы ее завершим успешно. Другого пути нет.
– В чем, по вашему мнению, главная причина неспособности политических сил договориться?
– Особенность ситуации заключается в том, что не внутренняя или внешняя политика страны является причиной разногласий. Основная причина – в неспособности политических сил договориться, в амбициях отдельных политиков, в слиянии бизнеса с властью, в использовании власти как инструмента для решения бизнес-вопросов. Эта порочная схема закладывалась на протяжении всех лет существования независимой Украины. Инструменты власти достались одним, а у других остались претензии на эти инструменты. И поэтому дискуссии по поводу отдельных направлений внутренней или внешней политики являются часто прикрытием истинных намерений. Сказал бы конкретнее: сегодня представители «Нашей Украины» – партии президента – возглавляют 24 из 25 областных администраций, 99 процентов районных администраций, но на парламентских выборах 2006 года эта политическая сила не набрала достаточного количества голосов избирателей для получения власти в парламенте, правительстве, центральных органах власти. Естественно, имея в руках такой инструмент власти, как институт президента, они хотели бы занять высокие посты не только в местной, но и в центральной власти, а для этого необходимы другие результаты выборов. Но этого не произойдет, поскольку «нашеукраинцы» еще до реализации первого этапа политреформы в 2005–2006 годах, обладая возможностями безраздельного правления, утратили доверие населения. В этом также причина конфликта.
– Если до даты выборов Конституционный суд не примет решение о законности президентского указа, успеют ли партии, входящие в состав коалиции, должным образом подготовиться к выборам? Или же вы намерены игнорировать их независимо от решения КС?
– Мы не пойдем на незаконные выборы. Положения указа президента являются нарушением Конституции и не могут быть выполнены на законном основании. На это четко указал парламент в своем постановлении. Идти на незаконные выборы бессмысленно хотя бы потому, что это опасный прецедент, позволяющий в будущем любому президенту назначать выборы в зависимости от того, нравится ему состав парламента или нет. Таким образом можно «доголосоваться» до ситуации в бывшей Югославии.
Отмечу, статья 90 Конституции, которая предполагает только три основания для проведения досрочных выборов, была введена в текст Конституции на случай, если избранный волей народа парламент не способен работать. Тогда досрочные выборы проводятся в течение 60 дней, что позволяет сохранить преемственность работы избирательных комиссий, списки всех субъектов избирательной кампании и т.д.
То, что предлагается сейчас, – чистая афера, тем более что законопроект о реестре избирателей будет готов к рассмотрению только осенью нынешнего года. Есть еще много обстоятельств, подтверждающих, что выполнить в течение 60 дней все процедуры, предусмотренные законом о выборах, невозможно. Тем более учитывая, что это фактически новая избирательная кампания.
– Верховная Рада обратилась за помощью к мировой общественности. С кем конкретно вы проводили консультации или переговоры?
– От имени парламента мы официально обратились ко всем главам государств и правительств, к парламентам европейских и других стран, к странам – гарантам безопасности Украины, в том числе и к России, ко всем международным институтам. Поддерживаем контакты с Европарламентом. 11 апреля у меня состоялись встречи с вице-президентом Европарламента Мареком Сивецом, с бывшим президентом Польши Александром Квасьневским, я беседовал с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом и генеральным секретарем СЕ Терри Девисом, другими ответственными политиками. Украина самостоятельно справится с разрешением кризиса, но нам хотелось бы, чтобы эти влиятельные политики выступили в роли посредников или наблюдателей и объективно оценивали происходящее на Украине.
– Каковы юридические и политические последствия опроса о готовности Украины вступить в НАТО и ЕЭП? Считаете ли вы идею проведения референдума о вступлении Украины в НАТО своевременной?
– Опрос, который проводят коммунисты, не имеет юридической силы, и политические последствия его незначительные. Все прекрасно понимают, что в опросе принимают участие соответствующим образом ориентированные люди, имеющие определенные убеждения. В данном случае важно, каково соотношение этих людей к общему количеству населения. Чтобы уяснить позицию украинских граждан, лучше воспользоваться социологическими опросами, данные которых подтверждают, что подавляющее большинство населения против вступления в НАТО. Тем более не надо рассматривать НАТО и ЕЭП как альтернативу. Это совершенно разные вещи, и не нужно их искусственно сводить воедино.
Несмотря на то что идея референдума о вступлении Украины в НАТО сегодня является раздражителем и в определенной мере предполагает углубление раскола общества по убеждениям, он должен состояться исходя из норм Конституции – раз собраны подписи, референдум надо проводить.
Случись досрочные выборы, их необходимо проводить одновременно с выборами президента Украины и референдумом по НАТО, чтобы потом не было спекуляций вокруг внешнеполитического выбора страны.
– На ваш взгляд, не было ли принятие конституционной реформы преждевременным? Возможно, Украина просто не готова еще к парламентско-президентской форме правления?
– Убежден, реализация первого этапа конституционной реформы была своевременной, возможно, даже запоздалой. Нам не удалось отстоять все ее позиции, принимая Конституцию в 2006 году, поскольку при ее введении в действие уже началась узурпация власти и значительная часть парламента находилась под влиянием президента.
Чем скорее вступят в силу нормы демократии, баланса властей, противовесов и сдерживаний, тем более ответственной и подконтрольной народу будет власть, тем легче будет бороться с коррупцией, защищать права человека и обеспечивать возможности для успешного развития Украины во всех сферах жизни.
Киев