Оппозиция Киргизии не намерена идти на уступки властям. Об этом в эксклюзивном интервью «НГ» говорит ее лидер, бывший премьер-министр Феликс Кулов.
– Я общалась с голодающими на площади. Большинство привели на площадь личные обиды.
– Многие пришли по идейным соображениям, но примешивается и личное. Они не устроены и обвиняют в этом систему.
– А систему можно изменить?
– Я хотел бы отметить, суммируя все вопросы. Вот говорят, что будет гражданская война. И сразу возникает вопрос: кто об этом начал говорить? Мы вышли с требованием проведения конституционной реформы и досрочных выборов президента. Бакиев убедился, что мы правы. Он меняет правительство, назначает премьером Акматбаева, пытаясь этим переманить на свою сторону часть людей... Такие простые азиатские ходы. Затем создает конституционную рабочую группу, которая начала доработку Основного закона, подписанного в декабре. Дальше начал разыгрывать региональную карту: север–юг. При этом не учитывает, что в наших рядах очень много южан. Но мы этого не допустим.
– Вы не пробовали сесть за стол переговоров?
– Личных обид у меня нет. Мы предлагали обсудить наш вариант проекта Конституции. Но он не захотел. Если на митинг соберется много народу, то президент подпишет проект. Но так нельзя работать, когда постоянно надо демонстрировать силу.
– Допустим, он подпишет проект. Что дальше?
– Тогда вопросов нет. У нас цель – разрушить семейно-клановую систему. По сути, у нас было два правительства. Мы занимались расходами, а все государственные предприятия и акционерные общества с государственной долей собственности подчинялись президенту.
– Компромисс возможен?
– Если он подпишет проект Конституции. Просто каждый должен заниматься своим делом. Наш подход не может провоцировать разногласия между севером и югом, не может провоцировать выступления экстремистов.
– Но вы будете стоять до конца?
– Нет другого пути. В Бишкеке соберутся до 50 тысяч наших сторонников.
– Конные отряды уже прибыли?
– Да, они принимали участие в соревнованиях. Мы их задействуем только в том случае, если власть будет использовать сценарий 24 марта и попытается организовать погромы, возложив вину на нас. Они уже привезли 200–300 человек с юга, перебросили сюда милиционеров. Бакиев не доверяет северянам?
– Милиция может перейти на вашу сторону?
– Уже перешла. И внутренние войска тоже. Но официально об этом будет объявлено позже. Армия же не может использоваться в решении внутреннего конфликта.
– Около российской военной базы в Канте стоят отряды самообороны. Они чьи?
– Их кто-то из братьев Бакиева пытается создать.
– У них что – российская поддержка?
– Нет, они не находятся на базе. Россияне не будут вмешиваться.
– В Бишкеке – паника. Люди боятся повторения событий.
– С нашей стороны этого не будет. Мы не ставим ультиматум о немедленной отставке Бакиева – тогда не сможем договориться. Нам надо провести конституционную реформу, дать возможность стране жить более уверенно. Мы настаиваем на досрочных выборах. Но они не могут быть через три месяца. Для этого хотя бы полгода. Но в августе саммит глав государств ШОС, затем уборочная. Поэтому в проекте закона мы отметили, что было бы целесообразно провести выборы в 2008 году, причем без указания точной даты.
– Так когда президент должен пойти в отставку?
– Это вопрос гипотетический, поскольку Бакиев не хочет идти на выборы. Сейчас же речь об обеспечении переходного периода. Мы не можем сейчас также и формировать правительство по базовым положениям, потому что парламент должен быть партийным. А провести новые выборы в парламент сейчас нереально. Парламент должен доработать свой срок до конца.
– Тем не менее вы намерены стоять до конца, но не пойти на уступки президенту?
– Здесь речь уже идет о безопасности моих сторонников. Меня побоятся убить – тень упадет на президента, даже если он к этому не будет иметь отношения. И тогда его роду не жить на этой земле. Речь идет о моих сторонниках. Мы предлагали Бакиеву, чтобы он дал гарантии того, что власти не будут использовать силовые структуры, чтобы под их прикрытием бандиты не сводили счеты с политическими оппонентами власти.
– А Бакиеву вы гарантируете безопасность, если он подаст в отставку?
– Этот вопрос будет решать коалиционное правительство, премьера которого, по нашему предложению, назначит президент.
– Так в положениях о гарантиях президента ничего не записано?
– Нет. Ему Конституция гарантирует безопасность.
Бишкек