Испокон века юрта в Киргизии была символом мира и спокойствия. В наши дни, если в Бишкеке ставится юрта – жди очередных потрясений или даже революции. Сегодня утром в центре киргизской столицы на площади у здания парламента были разбиты 10 юрт. Ближе к вечеру их, по словам представителей оппозиции, станет 70 – оппозиция начинает бессрочную акцию протеста с требованием отставки президента Курманбека Бакиева. Наученные горьким опытом недавней революции владельцы бишкекских магазинов, кафе, офисов закрывают их.
И Курманбек Бакиев, и экс-премьер-министр Феликс Кулов утверждают о поддержке 90% населения Киргизии (интервью с ними «НГ» предполагает опубликовать завтра). Реальность скорее всего иная. Независимые эксперты называют эту цифру сильно завышенной и отводят противостоящим политикам по 10% от количества жителей киргизского государства.
Юрты для голодающих
10 юрт около парламента стоят неделю. В них расположились объявившие голодовку в знак протеста против президента Бакиева во главе с депутатом парламента Мелисом Эшимкановым. За это время к ним привыкли, и теперь их крайняя форма протеста не привлекает особого внимания. Если и подходят со стороны, то послушать доносящуюся из юрт заунывную национальную музыку.
Голодающие, судя по всему, истомились от безделья, а потому рады поговорить с любым подошедшим. Когда их навещают лидеры оппозиции, начинается оживление. Это своего рода тренинг для оппозиционных лидеров перед основным митингом, старт которого назначен на 11 апреля.
Мне не повезло. Я не обнаружила здесь не только главных оппозиционеров, но и голодающего депутата. Сказали: «Пошел в парламент по делам государственной важности». Вообще ближе к ночи ряды голодающих редеют – женщины уходят домой, заботы по хозяйству никто не отменял даже в предреволюционные дни. Мало сомнений, что не будет предпринята хотя бы попытка революционных действий. При том, что Бакиев, на первый взгляд, предпринял все шаги для примирения.
Президент опоздал?
Он отправил в отставку весь кабинет министров, предложил сформировать коалиционное правительство, в котором ряд ключевых постов отводился нынешним оппозиционерам. Даже выступил с заявлением, в котором предложил вопрос доверия к президенту (то есть к себе самому) вынести на референдум, но с одним условием – провести всенародный опрос после бишкекского саммита ШОС, чтобы не помешать проведению приоритетного международного мероприятия. Не ограничившись этими уступками, президент согласился пересмотреть принятую в декабре Конституцию Киргизии. Как заявил «НГ» сам Курбанбек Бакиев, он подписал проект, предложенный оппозиционерами. С документом должны были ознакомиться депутаты, но они сейчас на «каникулах»: кто-то отправился в районы успокоить народ, а кто-то, напротив, – поднять, как например Болот Шерниязов, уехавший в родной Талас для подготовки отрядов конников.
Козлодеры
Они прибыли в Бишкек для участия в состязаниях по козлодранию. На столичном ипподроме вчера прошло это древнее ристалище, вернувшее в наши дни популярность. Но уже сегодня их появления ожидают на площади перед парламентом – якобы для контроля ситуации.
О том, что митинг будет не совсем мирным, в Бишкеке говорят давно. На черном рынке исчезло легкое стрелковое оружие, а в столичных оружейных магазинах нет даже газовых баллончиков. Горожане с ужасом вспоминают весну 2005 года, когда столица подверглась нашествию мародеров. Правда, и Бакиев, и Кулов заверяют, что не допустят беспорядков. Но в это мало кто верит. Куда более серьезно относятся к звучащим предположениям о том, что они способны собрать по 50 тыс. сторонников. И вряд ли эти люди станут по разные стороны бескорыстно, ибо, как сообщил корреспонденту «НГ» один из сторонников оппозиции, сутки нахождения на площади стоят 100 долл., а разовый выход на площадь – 500 сомов (13 долл.). Это неплохой приработок, учитывая безработицу и непрерывный рост цен.
«Многие выступают не за Кулова, а против Бакиева», – заявил один из голодающих. Алмаз – так звали молодого человека – рассказал корреспонденту «НГ», как полгода назад потерял свой бизнес, потому и пришел на площадь, чтобы поддержать Кулова, в надежде на то, что он может навести в стране порядок. Алмаз сказал, что с юга ожидаются группы поддержки президента в спецэкипировке. «На руках под одеждой у них будут специальные металлические нарукавники с шипами, которыми они будут бить митингующих по ребрам», – сказал Алмаз. Но с площади не ушел.
А продавец сигарет Бакыт говорит, что народ устал от переворотов, митингов и хочет просто спокойно жить. Его вполне устраивает нынешняя власть. «Я не стал жить хуже, чем при Аскаре Акаеве. Возможностей появилось больше. Никто не запрещает заниматься мелким и средним бизнесом. Пожалуйста – работайте. Нет, б..., революция понадобилась!» – сказал с горечью Бакыт.
Действительно, улицы и скверы Бишкека ухожены. Плохо с дорогами, но с ними проблемы всегда. А вот количество иномарок значительно увеличилось. Бишкекцы с «жигулей» пересели в «мазды», «хонды», «фольки» и даже «мерседесы», хотя и не новые.
Все закончится быстро
Несмотря на то что оппозиция говорит о бессрочной акции протеста, она вряд ли будет таковой. Прибывшим в Бишкек сельчанам надо торопиться домой – начинается посевная, а если опоздать, то осенью собирать будет нечего. Потому существует следующий сценарий: 11 апреля – общий сбор, выступление лидеров оппозиции; 12 апреля – отводится властям, точнее, сложению Бакиевым президентских полномочий; 13 апреля – если запланированные на четверг события не произойдут, то может начаться очередной захват Белого дома и телевидения.
Накаленную ситуацию в Киргизии сравнивают с противостоянием президента и парламента в России 1993 года. При этом обе «партии» говорят о том, что применение силы лишь усилит раскол в обществе и подтолкнет страну к децентрализации, которая может спровоцировать процесс распада государства.
В Бишкеке достаточно много иностранцев. Здесь уже несколько дней находятся наблюдатели из Госдепартамента США. А Москва отслеживает события издалека.
Бишкек