Украинцы гадают, кто из двух Викторов пойдет на компромисс.
Фото Reuters
Пасхальные праздники не сняли накал в украинском обществе, более того, исключили надежды на компромисс. После передачи Благодатного огня, доставленного из Иерусалима, украинским священникам президент Украины сделал политическое заявление. Он оповестил православных, что сделает все для того, чтобы «фарисеи и менялы были изгнаны из Храма», и заверил всех: его позиция по роспуску Верховной Рады неизменна и ревизии не подлежит. Виктор Ющенко дал понять: попытки премьера Виктора Януковича и спикера парламента Александра Мороза договориться с ним на условиях сохранения статус-кво бесперспективны.
Украинский президент намерен во что бы то ни стало провести парламентские выборы, даже если в них не будет участвовать половина страны (известно, что Партия регионов, а также коммунисты и социалисты не начали предвыборную кампанию, ожидая реакции Конституционного суда на указ президента о роспуске парламента, и потому не успеют по срокам участвовать в формировании избирательных комиссий). Если эти партии не примут участия в перевыборах, восток и юг Украины останутся вне избирательного процесса. Но, судя по всему, это устраивает президента и фактически руководящую им украинскую оппозицию. Чтобы выборы даже в усеченном варианте были признаны мировым сообществом, Ющенко апеллирует к Евросоюзу и США. И находит там понимание.
Пока политики и государственные деятели стран Европы большинстве своем проявляют достаточно уравновешенную и умеренную позицию, не отдавая предпочтения ни одной из сторон конфликта. Но постепенно их отношение начинает меняться в сторону более открытой поддержки украинскому президенту. Ряд государственных деятелей и политиков уже высказались в поддержку Виктора Ющенко (лидеры Польши, Грузии) или Юлии Тимошенко (кандидат в президенты Франции Николя Саркози), однако никто прямо не выступает в защиту позиции парламента и правительства.
В итоге, замечает «НГ» директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, «начинает действовать инерционный фактор формирования общественного мнения, который может привести к усилению изоляции правительства и росту поддержки действий президента, определяемой политическими мотивами (имеется в виду необходимость обеспечения очередной победы Запада, сохранения единства позиций США и ЕС, обеспечение условий для ускоренного вступления Украины в НАТО)». При этом, по мнению Толстова, некоторое, хотя и не определяющее, значение будут иметь тактика сторон конфликта, их выигрышные действия или ошибки.
Пока же единственным сдерживающим фактором для Запада остаются данные опросов общественного мнения, по которым в результате выборов Янукович вновь может занять пост премьера, хотя и с самым минимальным перевесом в парламенте. Позиция политических кругов стран ЕС будет более определенной после того, как прояснится позиция Конституционного суда. Конституционный суд обещает начать рассмотрение дела уже завтра, но, сколько ему потребуется времени на принятие решения, вряд ли смогут сказать даже сами судьи.
Если суд растянется на несколько месяцев (закон отводит ему полгода), то выборы могут состояться и без его решения. И новый парламент начнет жить все с тех же судов: его откажутся признать коалиционные партии и их избиратели. Украина рискует оказаться страной с двумя Центризбиркомами, парламентами и правительствами. А это реально означает раскол страны.