Делегация Министерства иностранных дел России во главе с руководителем ведомства Сергеем Лавровым прибывает сегодня в Ереван с официальным визитом. В ходе визита, приуроченного к 15-летию установления дипломатических отношений двух стран, глава внешнеполитического ведомства РФ встретится с президентом Армении Робертом Кочаряном, с коллегой Варданом Осканяном, являющимся, как и все члены армянского правительства после скоропостижной смерти премьер-министра, согласно Конституции исполняющим обязанности министра. Сергея Лаврова также ожидает встреча в первопрестольном Эчмиадзине с Католикосом всех Армян Гарегином II. В программе визита – выступление российского министра в Ереванском университете и участие в церемонии возложения траурных венков в Мемориальном комплексе «Цицернакаберд», увековечившем память жертв геноцида в Османской Турции в 1915 году.
Москве в политической доктрине Еревана отведено особое место стратегического партнера. Неформально же Россия для Армении, зажатой в турецко-азербайджанских блокадных тисках, граничащей с небеспроблемной Грузией и с внесенным в черный список США Ираном, нечто большее – наряду с Францией Россия считается главным международным покровителем Армении. Тем не менее безоблачные до последнего времени отношения двух стран объективно нуждаются в некоторой корректировке. А именно – Ереван «смущен» чрезмерно прагматичным отношением Москвы.
На днях вице-спикер парламента Армении Ваан Ованесян в эксклюзивном интервью «НГ» посетовал на то, что большинство армянских предприятий, перешедших в счет государственного долга российской стороне, так и не заработали. В качестве примера он привел простаивающий завод «Марс», относящийся к военно-промышленному комплексу. «Оборудование не разворовано, продукция предприятия востребована, его можно запустить в любой момент, но завод не работает», – сообщил он «НГ». Главной причиной конкретно этой истории Ваан Ованесян считает слабость законодательной базы, не позволяющей россиянам производить оборонную продукцию за рубежом. «Очевидно, надо совершенствовать законодательную базу обоим государствам», – высказал он предположение.
Впрочем, причины простоя других предприятий, находящихся в собственности россиян, не очень понятны. Поэтому армянское общество, надеявшееся с переменой владельца того или иного предприятия трудоустроиться, недоумевает. На этом недовольстве в преддверии майских выборов в парламент пытаются играть некоторые оппозиционные силы, строящие соответствующим образом свои предвыборные кампании. И обыватель вслед за ними задается вопросом: «Как же так Россия прощает многомиллионные долги далеким африканским странам, а у нас отбирает предприятия, повышает цены на газ?»
Ответ на него был дан в ходе состоявшейся на днях закрытой встречи высокопоставленного представителя МИД РФ с аккредитованными в России зарубежными журналистами. Отвечая на один из вопросов, он заявил: «Время, когда мы по идеологическим или иным причинам содержали треть земного шара, осталось в прошлом. Этого Россия больше не повторит».
Москва теперь предлагает развитие двусторонних экономических отношений – на одной из последних президентских встреч Владимир Путин сказал Роберту Кочаряну, что считает постыдным тот факт, что Россия не занимает первого места во внешнеторговом обороте своего стратегического партнера. «Это с нашей стороны надо исправить», – заявил Путин. Кочарян согласился. Но статистических данных, свидетельствующих об «исправлении ситуации», пока нет.
«Серьезных предпосылок для того, чтобы говорить о какой-то возможной смене политического ориентира Еревана, не существует. На двусторонние отношения некоторую тень наводят несколько проблем, но они вполне разрешимы», – заявил «НГ» руководитель Центра национальных и стратегических исследований Степан Сафарян. По его словам, нынешнее положение российско-армянских отношений, особенно в экономической сфере, таково, что во многом определяет их долгосрочность. Плюс традиционная симпатия армян к российскому государству.
Вероятно, в ходе встреч с Сергеем Лавровым, с членами российской делегации армянская сторона предложит обсудить эти самые «наводящие тень» вопросы, а то и попытается добиться их разрешения.