Делегаты Халк Маслахаты готовы выразить свое почтение новому президенту Гурбангулы Бердымухаммедову.
Фото Reuters
Туркмения заинтересовалась опытом других стран в области образования. 6 апреля в Малайзию отправляется передовая правительственная группа во главе с заместителем премьер-министра Хидиром Сапарлыевым и министром образования Мухамметгельды Аннаамановым «для изучения опыта работы системы образования».
В предвыборной программе президент Гурбангулы Бердымухаммедов пообещал провести реформу в области образования. Что, собственно, и сделал: вернул стране полное среднее и высшее образование, а после назначения на пост председателя Халк Маслахаты (Народного совета) распорядился увеличить заработную плату преподавателям, а также повысить студенческие стипендии на 40% с 1 сентября 2007 года. Кроме того, в новой должности председателя Халк Маслахаты Бердымухаммедов подписал еще ряд указов в сфере сельского хозяйства, изменений и дополнений в Конституцию страны.
На этом, по всей видимости, реформы в Туркмении закончатся. Впрочем, политолог, доктор наук норвежского Института внешней политики Шохрат Кадыров вообще не склонен называть происходящие в Туркмении перемены реформами. «Я назвал это ре-эволюцией. Впрочем, другие эксперты называют «back to future» (назад в будущее). Это говорит о том, что у туркменской власти программы как таковой нет, а есть только попытка заменить программу либерализации возвращением к прошлому, причем тому, что было при советской власти», – заявил он «НГ». По мнению политолога, эта система эффективно работать не будет. «Первое время Бердымухаммедов будет пользоваться возможностью и исправлять то, что сделал за 20 лет Туркменбаши. Но это не реформы – это косметика того, что происходило при Бердымухаммедове, причем в его сфере», – считает Шохрат Кадыров. (Гурбангулы Бердымухаммедов в правительстве Туркменбаши был министром здравоохранения, а затем вице-премьером и курировал социальные вопросы). Тем более что в окружении нового президента остались прежние люди. Например, заместителем председателя Халк Маслахаты назначен Онджик Мусаев – бывший директор Института марксизма-ленинизма, при Сапармурате Ниязове возглавил Демократическую партию Туркмении (правда, у него есть сильный козырь – развитие отношений с Китаем в газовой сфере).
Надежды многих людей от ХХ съезда Халк Маслахаты не оправдались. В Туркмении и за ее пределами ожидали указа об амнистии политическим заключенным, осужденным на 25 лет. Этого не случилось. Как заявил «НГ» Шохрат Кадыров, «амнистия будет проведена в рабочем порядке, причем выборочная. Она не коснется осужденных за попытку покушения на главу государства 2002 года. Для них могут быть сокращены сроки. По закону, решения Халк Маслахаты пересмотру не подлежат».
Напомним, что после вынесения приговора членам туркменской оппозиции во главе с лидером Борисом Шихмурадовым был проведен съезд Халк Маслахаты, делегаты которого требовали для оппозиционеров смертной казни. Но были вынуждены согласиться с Туркменбаши и подтвердить сроки заключения на 25 лет. «Поэтому рассчитывать, что амнистируют всех политзаключенных, не приходится. Но могут быть смягчения», – сказал политолог.
Не оправдалось и другое ожидание – многие полагали, что новый президент упразднит наднациональный орган Халк Маслахаты. Однако в следующем году соберется ХХI съезд и пройдет в новом дворце в Ташаузе. Там сейчас ударными темпами ведется строительство здания, рассчитанного на 2,5 тысячи мест – как раз столько делегатов (2507) входят в состав Халк Маслахаты.