В течение двух дней Азербайджан посетят премьер-министры двух государств, которые Запад во главе с США пытается задействовать в схемах доставки энергоносителей в обход России. Сегодня в Баку прибывает премьер Казахстана Карим Масимов, а завтра – Грузии Зураб Ногаидели. В азербайджанской столице пройдут двусторонние и трехсторонние переговоры, в ходе которых их участники попытаются решить определенные локальные проблемы и обсудить глобальные. Переговоры ожидаются с повышенным интересом, так как их предварил ряд важных событий и заявлений, поставивших под серьезный вопрос амбициозные планы Вашингтона по ограничению влияния Москвы в энергетической сфере.
Два отказа
В ходе визита в Казахстан в минувшие выходные премьер-министру России Михаилу Фрадкову удалось добиться фактического согласия Астаны на неучастие в энергетических проектах, ущемляющих российские интересы. Президент Нурсултан Назарбаев сообщил находившемуся в это же время в Казахстане коллеге из Польши Леху Качиньскому, который прибыл заручиться согласием Астаны в реализации проекта нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск, что это возможно в дуэте с Россией. Таким образом, одно из звеньев плана по ограничению энергетического влияния Москвы на Европу опять приобрело гипотетический абрис.
Другой удар был нанесен раньше. Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин после встречи с представителем ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер заявил, что целесообразность проекта Транскаспийского энергетического коридора, посредством которого центральноазиатский газ в Европу можно доставлять без участия России, не доказана.
Оба знаковых заявления связаны с недавней встречей Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным в Москве. На встрече, по словам осведомленного источника в Кремле, гостю было дано понять, что участие Казахстана в энергетических проектах, обходящих Россию, отразится на двусторонних отношениях.
Статусная проблема
Впрочем, мягкая форма отказа (пусть даже временного) Астаны от Транскаспийского энергетического коридора беспроигрышна в любом случае. Дело в том, что по проекту, разработанному США еще в 1996 году, трубопровод должен соединить восточный и западный берега Каспийского моря по его дну. Статус Каспия, принципы его деления на сектора прибрежные Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения не могут определить со времени распада СССР. В ходе переговоров его участникам удалось договориться лишь о том, что до принятия пятисторонней Конвенции о правовом статусе Каспийского моря будет действовать правовой режим, определяющийся Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года. Этими документами предусматривается свобода судоходства для судов под флагами прикаспийских государств, свобода рыболовства, за исключением десятимильной прибрежной зоны, запрет на плавание судов под флагами некаспийских стран и недопустимость изменения этого режима в одностороннем порядке. Поэтому реализации проектов, связанных с крупнейшим водным бассейном региона, может препятствовать любая из пяти стран, которую этот проект не устроит. Что и сделал Иран.
Протест Ирана
По сообщению иранского агентства IRNA, посол Исламской Республики в Казахстане Рамин Мехмандуст сообщил властям этой страны, что Иран возражает против прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря по экологическим причинам, и по причине неопределенного статуса Каспия. Москва может поддержать протест Тегерана, если события начнут приобретать нежелательный характер.
Еще больше озадачила Запад Туркмения, считающаяся из-за колоссальных запасов газа главным потенциальным участником Транскаспийского энергетического проекта. На переговоры с Ашхабадом примерно в то же время, когда проходили упомянутые выше встречи, был командирован премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Наряду с локальной задачей по газообеспечению своей страны он должен был убедить руководство Туркмении в полезности транспортировки газа по дну Каспийского моря. К слову, это было странное решение – возлагать на Ногаидели такую задачу. Вести переговоры не считается его козырем, что, например, наглядно проявилось, когда он после введенного Россией эмбарго пристраивал вино почему-то на рынках ортодоксального исламского Кувейта, и, закомерно, – безуспешно.
Аналитики из News Briefing Central Asia – Institute for War and Peace Reporting (NBCA–IWPR) полагают, что настойчивость, с какой посланник добивался участия Туркмении в Транскаспийском проекте, одновременно пытался лоббировать равноправное в нем участие Тбилиси, не обладающего собственными средствами для крупных инвестиций, а заодно старался решить вопрос нынешнего газообеспечения страны, могла не понравиться президенту Гурбангулы Бердымухаммедову. К тому же туркменский лидер на днях получил достаточно четкий месседж от побывавшей в Ашхабаде делегации Ирана во главе с министром иностранных дел Манучехром Моттаки, аналогичный тому, что получили власти Казахстана, – Тегеран будет препятствовать любому строительству через Каспий.
NBCA–IWPR приводит мнение заведующей отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований Гульнур Рахматуллиной: «Транскаспийский трубопровод является эфемерным проектом, реализации которого мешают многие вещи, включая нерешенный правовой статус Каспия и возможные экологические осложнения». Эксперты NBCA–IWPR уверены и в том, что Ашхабад не заинтересован вносить напряженность в отношения с Москвой, а потому будет уклоняться от Транскаспийского проекта.
Азербайджанского газа на Европу не хватает
Тем не менее, как сообщили «НГ» в пресс-службе правительства Грузии, сегодня и завтра в Баку речь будет идти именно о нем. Кроме того, Зураб Ногаидели, как ранее в Ашхабаде, попытается предотвратить надвигающийся весенний кризис в газоснабжении страны. Сделать это будет трудно. По контракту Грузия всю зиму ежесуточно получала из Азербайджана 1,3 млн. кубометров газа по 120 долл. за тысячу кубометров. 1 апреля срок соглашения истек. Тбилиси предлагает продлить контракт на 2007 год на тех же условиях. В Баку пока обещают лишь «просчитать такую возможность». Об этом, в частности, после недавних переговоров с министром топлива и энергетики Грузии Никой Гилаури заявил министр энергетики Азербайджана Натик Алиев. По его словам, продолжение поставок в Грузию может создать серьезные внутренние проблемы, и они уже обозначились. Это еще раз подтверждает – без центральноазиатских государств идея обеспечения Европы энергоносителями в обход России, похоже, обречена на провал.
Как сказал «НГ» аналитик по энергетическим вопросам Гия Хухашвили, многое зависит уже от конкретных действий Запада – сумеет ли он убедить центральноазиатских лидеров присоединиться через Каспий к южнокавказским трубопроводам. «Европа очень заинтересована в прямом выходе на рынок энергоресурсов, в обход России. Но у России в этой инфраструктурной войне есть солидная фора в виде уже существующих трубопроводов», – сказал Хухашвили «НГ».
Тбилиси