Лидер киргизской оппозиции Феликс Кулов думает о том, как сделать республику процветающей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Киргизии Курманбек Бакиев принял отставку премьер-министра Азима Искабекова и назначил Алмаза Атанбаева и.о. главы кабинета министров. Его кандидатуру, правда, должен утвердить и парламент. Еще до недавнего времени Алмаз Атамбаев, возглавляя Социал-демократическую партию, был одним из лидеров оппозиции. На прошлой неделе он встречался с президентом Курманбеком Бакиевым и обсуждал возможность формирования коалиционного правительства. Об этом и о политической ситуации в стране в целом рассказал «НГ» лидер Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» экс-премьер Феликс Кулов.
– Феликс Шершенбаевич, в среду часть министров была отправлена в отставку и буквально через пару часов «возвращена» президентом, а вчера так и вовсе Киргизия осталась без министров. Что вы думаете по этому поводу?
– Президент не объяснял причин своего решения, поэтому я не могу его комментировать. Можно, наверное, только сказать, что вся эта неразбериха и анархия в верхах является прямым отражением того глубокого кризиса, который поразил наше государство. Кстати, Объединенный фронт не выдвигал никаких требований по кадровым вопросам, так как дело не в смене чиновников. Дело в изменении изжившей себя системы управления.
– Противостояние в Киргизии внешние наблюдатели воспринимают как борьбу кланов...
– Никакого противостояния кланов нет. Есть неудовлетворенные ожидания рядовых граждан после 24 марта 2005 года. Все ждали, что с уходом Аскара Акаева наступит время обновления, будет сломлена порочная система управления, начнется реальная борьба с коррупцией. Этого не случилось. Именно поэтому сегодня наиболее активные граждане поддерживают Объединенный фронт. Среди наших сторонников и сочувствующих никакого разделения по регионам или национальностям нет. Нет этого противостояния и среди народа. Скорее, скажем так, оно есть среди чиновников, на некоем «подсознательном уровне». Иногда они пытаются прикрыть это якобы народными интересами. И, к сожалению, данный фактор нельзя не учитывать.
– Перейдя в оппозицию, вы заявили о необходимости проведения досрочных выборов президента. То есть вы ставите под сомнение легитимность действующего президента?
– Не я поставил под вопрос легитимность действующего президента, а он сам. Прежде всего – по какой Конституции он работает? По Конституции 2003 года, по которой он избирался, или же декабрьской редакции Основного закона 2006 года, который он сознательно выстроил под себя? Вы знаете, что в случае изменения Конституции глава государства должен подтверждать свои полномочия. Он этого не сделал и потому поставил под вопрос законность своего пребывания у власти. Сейчас Бакиев говорит, что готов пойти на референдум ради подтверждения полномочий. Но история показывает: референдум является очень удобным инструментом фальсификаций и подлогов. Имея в своем распоряжении значительный административный ресурс, главе государства ничего не стоит получить выгодные для него результаты. Поэтому сегодня речь идет о досрочных президентских выборах, в которых Бакиев должен участвовать как кандидат, не обремененный высокой должностью.
– Намерены ли вы продолжить цветную революцию или будут использованы другие методы?
– Сегодня все политики и эксперты как в правительственном, так и оппозиционном лагере сходятся в одном: цели народной революции 24 марта 2005 года не были достигнуты. Я не хочу обвинять в этом только власть. Наверное, сказались объективные и субъективные причины переходного периода. Но мы не можем обмануть народное доверие, поэтому сейчас люди с активной гражданской позицией собираются реализовать идеалы 24 марта 2005 года. Но, как я неоднократно заявлял, методы оппозиции будут исключительно мирные – митинги, пикеты, демонстрации. Конечно, нельзя исключать того, что правящий режим пойдет на провокации, чтобы сорвать акции протеста. Для этого могут быть использованы разные методы под предлогом якобы угрозы со стороны «Хизб ут-Тахрир», террористических актов и так далее. Это позволит главе государства ввести чрезвычайное положение и попытаться нейтрализовать оппозицию. Но вряд ли что-то удастся изменить. Ситуация такова, что президенту надо благодарить оппозицию, с помощью которой социальная и политическая активность населения принимает цивилизованные формы. Иначе неизбежен неконтролируемый взрыв народного недовольства.
– С какой программой вы придете к народу?
– Наша программа строится на нескольких очень простых и ясных положениях. Прежде всего необходимо провести коренные политические реформы. Меня сейчас многие спрашивают: почему вы начинаете с политики? Ведь люди ждут улучшения экономического и социального положения. А эти, мол, политические игры выгодны только политикам. Но как можно что-то улучшить, если в стране укоренилась порочная система «семейного» правления, правительство ничего не решает, парламент полностью подконтролен президенту. Поэтому начинать надо с обновления политической системы. Должен быть создан приемлемый баланс ветвей власти, правительство и парламент тогда смогут эффективно работать для общества. Это позволит устранить семейственность, клановость, коррупцию, задушившие нашу экономику. Затем можно будет реально решать экономические и социальные проблемы, используя национальное богатство в интересах всего народа, а не кучки избранных.